Конфликт

В эпицентре конфликта – шаджин-лама РК Тэло Тулку Ринпоче и представители калмыцкого духовенстваТема ниже приводимого интервью весьма щепетильна. В силу своей, безусловно, скандальности. В эпицентре описываемых событий – шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и представители калмыцкого духовенства. Из их уст следует, что глава буддистов республики не признает лам местного происхождения и сторонится контакта с ними. Доходит даже, это понятно из интервью, до откровенного противостояния двух сторон. Понимая, что любая тайна рано или поздно становится явью, газета «Элистинский курьер» обратилась за комментариями к ламам Агван Ешею и Шараб Данзану. Именно они озвучили общую мысль: Тэло Тулку Ринпоче в своей работе допускает непоправимые ошибки.

- Уважаемые Агван Ешей и Шараб Данзан, с чего началось недопонимание? Напомните, как Тэло Тулку Ринпоче оказался в Калмыкии?

Агван Ешей. Фото «ЭК»Агван Ешей. Фото «ЭК»А. Е.: - Я пришел в хурул в 1988 году. Тогда мы, молодые ещё люди, решили посвятить себя возрождению буддизма в Калмыкии, духовных и национальных традиций. В нас жил большой энтузиазм. Мы были чисты, наивны, и, к сожалению, иногда ошибались. На конференции буддистов Калмыкии было решено, что наше Объединение возглавит молодой Тэло Тулку Ринпоче – перерожденец святого. Пригласили его с искренней верой, что он нас сплотит. Уже тогда, до его приезда в 1991-м я был ламой, имел духовный сан, проводил службы и имел определенный опыт работы.

- Сколько лет было шаджин-ламе на тот момент?

Около 20-ти. Избрав его, мы с воодушевлением ждали, когда он нас всех соберет, даст наставления, определит основные направления развития буддизма в Калмыкии. Но он почему-то не собирал, и даже как-то нас сторонился. Мы были смущены, но наша активность сдерживалась из за какого-то благоговейного к нему отношения. Затем Ринпоче пригласил тибетских лам Тулден Нима и Ловсан Лхундуп. Как духовных наставников, и мы с пониманием отнеслись к этому. Но дальше было хуже, чем мы предполагали. На собрании лам в старом хуруле по ул. Лермонтова Ринпоче объявил: отныне все обряды будут проводить только тибетские ламы, а калмыцких лам нет, и вообще не было.

- Как же так? Ведь все помнят, что в прежние годы с нами были такие уважаемые священослужители как Санджи-гелюнг из Деликова, ламы Зодьба из Володаровского и Намка из Заливного, гелюнг Тугмед Гавджи из Цаган-Амана, Бада Павлов из Чапаева и другие. Заявлять, что их в природе не было и нет, как минимум, некорректно…

- Согласен с вами. Мы были в шоке, для нас это был «гром средь ясного неба». Ведь шаджин-лама должен всегда быть движим милосердием и состраданием. Мы уже имели духовный сан, и вдруг оказывается, что мы не ламы. На лицо столкновение интересов. Конфликт. Что легло тяжелым психологическим бременем не только на нас, но и на наших родных и близких. У некоторых калмыцких лам после этого жизнь сложилась просто трагически. Ни о каком сострадании со стороны Тэло Ринпоче не может быть и речи, а наоборот он поступал очень жестоко.

- В каком году это было?

- В начале 90-х. И что мы наблюдаем сейчас? В главном хуруле - сплошь тибетские ламы, на ведущих ролях. Одни приезжают, другие уезжают. А лам-калмыков как бы нет. Если они и есть, то где-то на задворках. Видимо, это и было главной целью Тэло Ринпоче.

- Шараб Данзан.: Если бы это было в Тибете, то все можно как-то понять. Но ведь это Калмыкия, что вызывает только горечь. Более того, налицо, как я считаю, оскорбление калмыков. Подумайте сами: во время приезда сюда официальных делегаций их от нашего духовенства приветствуют граждане Тибета...

- А. Е.: - Ринпоче проводит такую мысль: до него в Калмыкии религии не было, а он приехал и с чистого листа её возродил. Можно даже подумать, что возведение центрального Хурула, множества Ступ, да и вообще всплеск нашего религиозного сознания только его заслуга. Считаю, что Ринпоче ведёт себя не как духовное лицо, а как политик. Ввиду этого, уважения к нему у меня уже нет.

- Кто-то из вас встречался с ним лично? И вообще, насколько это просто? Калмыки из Синьцзяня, например, говорят, что их духовный лидер Шальван Гегян всегда среди мирян, не говоря уже о том, что общается с ними только на родном языке...

Шараб Данзан. Фото «ЭК»Шараб Данзан. Фото «ЭК» - Ш. Д.: Лично у меня были две «незабываемые» встречи с Ринпоче. Одна - во время визита Далай-ламы в Калмыкию. Перед ним мы были в Москве, митинговали перед зданием МИДа, требуя дать визу Его Святейшеству. Ринпоче, как иностранцу, стоять рядом с нами было нежелательно, и он в одежде мирянина находился в стороне. Там было все: и митинг, и ОМОН, и автобусы с решетками на окнах, и сырые камеры-отстойники. Тогда я гордился Ринпоче – за то, что он был рядом с нами. Через полгода Далай-лама был у нас. Всем духовным лицам, обязанным быть в его окружении, выдавали именные бейджи с фотографиями. Я тогда работал в Оргакинском хуруле, приехал в Элисту вечером и сразу пошел на прием к шаджин-ламе. Он встретил меня, полулежа на диване. Не меняя позы, спросил: кто я такой, откуда? Услышав ответ, Ринпоче сказал, что никакого Оргакинского хурула не знает, как и о ламе оттуда, и бейджик мне не выдаст.

- О митинге в Москве не напомнили?

- Напомнил, на что он замахал руками: «Нет-нет! Это было давно и не считается». После чего сказал: «Хочешь получить пропуск, проси на коленях». В присутствии коллег. Я от таких слов опешил. Подумал, что ослышался, шагнул к нему и переспросил. Одет я был по-зимнему, и своим видом его, видимо, смутил. Он показал испуг, замахал руками и буквально закричал: «Выведите его отсюда!». Меня схватили за руки, на что я сказал: не надо, сам выйду. Не желая покидать хурул в гневе, я стал читать молитву и делать «простирания» перед статуей Будды. И во время их услышал сзади свист. Оглянулся – стоит Ринпоче. И пальцем в перчатках манит меня к себе. - Вам не могло такое показаться? - Нет, не могло. Но я всё же подошел к нему. Ринпоче сказал: «Хочешь получить бейджик, завтра в 6 утра стой здесь!». Я отказался. Решил, что постою рядом со всеми. И ушёл.

- Неужели вся эта процедура с бейджами была так усложнена?

- Как раз-таки нет. На другой день узнал, что их получили все ламы из Тувы, Бурятии, стран Европы и даже буддисты из других городов России.

- А как же тибетские ламы? Для них бейджи на груди были необязательными?

- Да, их нахождение возле Далай-ламы подразумевалось само собой. Без бейджиков, разумеется. После того, как Ринпоче унизил меня на моей земле, в душе всё перевернулось. Возник вопрос: почему на моей родине ущемляются мои же права? Получалось, что в моём лице Ринпоче унизил всех калмыцких лам.

- А как протекала ваша вторая встреча с шаджин-ламой?

- Она состоялась в прошлом ноябре. Мы, 5 калмыцких лам, пришли к шаджин-ламе в хурул, чтобы поговорить о насущных вопросах, однако нас к нему не пропустили. Встретивший нас настоятель хурула – лама Анжа с каким-то учеником и, почему-то, с переводчиком устроили «допрос с пристрастием». Мол, какова цель визита, кто его организатор и так далее. Общение при этом шло на пороге хурула - дальше не пускали. В процессе ожидания мы задали каверзные вопросы. О выделении, например, в хуруле помещений для калмыцких лам. Чтобы они могли принимать верующих, а не арендовать площадь по всему городу. 

- А что, её там у вас разве нет?

- В том-то и дело. В хуруле всего три, приближенных к Ринпоче калмыцких ламы, но они молодые и ничего не решают. Их присутствие там как бы для декорации. Хотя сами они с этим не согласны. Так вот насчёт помещений наши ламы ответили за Ринпоче, мол, хурул для приёма прихожан не предназначен, и работать в нём могут только монахи, принявшие обеты. На самом деле это не так. В общем, не добившись аудиенции, мы ушли ни с чем. «Ринпоче очень занят, - ответили нам, - и вообще, никаких калмыцких лам не знает». Позже выяснилось, что в момент нашего стояния у порога хурула он играл на компьютере. Да к тому же, чтобы увидеться с ним, нам надо было облачиться в одежду мирян, записаться на прием и приходить по одному. И мы тогда поняли, что его позиция к калмыцким ламам за все эти годы не изменилась. При том, что он сам калмык.

Газета «Элистинский курьер»/Алексей Мацаков.



Комментарии  

+6 #35 урусвати 31.01.2012 14:00
Куда же тогда Тибетских лам девать? Где они харчеваться будут? Теперь их с их 16 аршин не выгонишь. Раньше надо было думать, жалко Калмыков в очередной раз, слишком доверчивые и наивные. По моему за двадцать лет ни одного буддийского учебного центра не сделали для местных и подготовки своего духовенства, сохранения остатков культуры. Так одна болтовня. Что то я сомневаюсь, что Тэло Тулку Калмык :)
-18 #34 Герел 19.12.2011 12:14
В буддизме нет таких понятий как калмыцкий, тибетский,бурят ский буддизм!И в первую очередь это должны бы знать так называемые ламы-калмыкии :(( Очень стыдно что они пишут от имени народа, не имея на то права! Верно, газетам надо было взять интервью у Шаджин ламы и печатать тогда уж два взгляда на данную ситуацию. Тэло Тулку Ринпоче очень много сделал и делает на благо калмыцкого народа. Сегодня калмыков принимает его Святейшество, к нам приезжают буддийские учителя, проводятся ритуалы и еще очень многое. А что сделали эти люди для своего народа,обливающ ие грязью Шаджин Ламу? Только раскалывают в очередной раз свой народ на две оппозиции? И почему за проблемы языка, культуры и даже экономики -ставшие не одно десятилетие проблемой нашей республики стал ответственен Ринпоче?Ламы-ка лмыки,будьте благоразумны и совестливы, начните с себя,совершайте благие дела для своего народа, чтобы мы ,простые миряне могли гордиться вами!И извинитесь перед Ринпоче!
-28 #33 Мингиян 24.11.2011 19:35
Во-первых, я бы хотел сказать всем читающим комментарии пользователям, что прокомментить эту статью может кто угодно, т. к. нет строгой регистрации, соответственно то, что пишут пользователи надо делить на 2.
Во-вторых я бы хотел сказать, что выносить спор из избы это мягко говоря неправильно и не по-мужски. Вся статья противно попахивает политиканством! Уважения и доверия к данным ламам у многих поубавится, я думаю.
Что касается исконно калмыцкого духовенства, то исходя из моих скромных знаний о том, кто таков товарищ Залкинд, в честь которого названа улица в Элисте, его заслуг в области здравоохранения перед Республикой и то какой вред наносили калмыцкие гелюнги своим псевдолечением людям, - я полностью на стороне тибетского и более философского буддизма!
Все вышеперечисленн ое ИМХО.
-17 #32 Бакши Джамба 14.11.2011 18:36
Комментарий к ст. «Конфликт исчерпан» (сотрудник газеты «ИК» В. Эрендженова, от. 11 ноября 2011г.).

Уважаемый А. Мацаков (гл.редактор газеты «элистинский курьер)
ВЫ ГЕРОЙ и извиняться Вам (перед своими коллегами) просто «не за что» (калмыки на «колени» не падают и это правда).
От автора: Не бойтесь. В худшем случае Вы пополните ряды оппозиционной СМИ-РК, зато прославитесь и, (родина) Вас не забудет
Передайте привет Агван Ешею…………….
Скоро на религиозную сцену РК выйдут лама-Лузнг (п. Яшкуль) и лама-Бальджирма (п. Цаган-Аман). Там будет, намного интереснее…
-15 #31 Бакши Джамба 14.11.2011 18:34
Цитирую NegZalu:
Вот показательный случай, когда 13 лет назад мой дядя умер, я поехал в старый хурул. Там вышел монах-тибетец, он по русски не говорил, я с ним объяснялся по-английски, в объёмах КГУ-шной программы. Когда после очищения квартиры я стал давать деньги и пакет с продуктами, он удивился, сказал, что он монах и деньгами не пользуется, а едой их кормят в хуруле и спросил, для чего я всё это даю. Тут уже я удивился. Оказалось, что он впервые в Калмыкии, неделю как приехал из Японии. Можете себе представить такое с гелюнгом-калмыком? (интересно вообще существуют в природе монахи-калмыки?)

Всё правильно. Не переживай.
Вы руководствовали сь традицией своих предков и это хорошо.
А, то, что, вы к кому-то пришли - это проблема, тех, к кому вы пришли...
-18 #30 Бакши Джамба 14.11.2011 18:28
Цитирую Гена:
Бакши Джамба мне стыдно, что у меня есть такие земляки как ты. Ты типичный представитель калмыцкого духовенства - продажный и трусливый. Поливал грязью Тэло, а как тебя пальчиком поманили так сразу подписался под каким-то манифестом от ЦХ и в комментах пишешь поздравления.
Стыдно должно быть! пока такие люди как ты прикрываются религией, ничего хорошего у нас не будет.

Цитирую Гена:
Бакши Джамба мне стыдно, что у меня есть такие земляки как ты. Ты типичный представитель калмыцкого духовенства - продажный и трусливый. Поливал грязью Тэло, а как тебя пальчиком поманили так сразу подписался под каким-то манифестом от ЦХ и в комментах пишешь поздравления. Стыдно должно быть! пока такие люди как ты прикрываются религией, ничего хорошего у нас не будет.

ВЫ не являетесь моим "земляком" и потому, от (таких как вы) ни чего хорошего не выйдет.
-17 #29 Бакши Джамба 13.11.2011 19:13
Далее, по теме…..

Выход на религиозную сцену (Агван Ешей и Шарап Данзан) – эта национальная ПОЩЁЧИНА всему калмыцкому народу. Обратите внимание:

«20 лет Тело Тулку римпоче руководит национальным достоянием российских калмыков, а эти (двое, 20 лет молчали, терпели) вдруг взяли и облили его грязью и ушли, с гордым видом….».

Что-то в нашей «калмыцкой юрте» не так, ни как у людей?! Или мы неправильно молимся или не хотим молиться!?
-15 #28 Бакши Джамба 12.11.2011 19:11
Ещё раз прочитал ст. «конфликт» под знаменем Шарап Данзана, он же «лама-Петрович» и Агван Ешея или А. Доржиев.
Я, так думаю:
Лама-Петрович: - Такую «пургу» несёт. Всё вспомнил: и антикитайские митинги и свои глупые «приёмы» верующих…., у него точно - «крыша» поехала.
А. Доржиев: - Этот человек, по жизни такой. Он может такой «огород» нагородить, что ни каждому дано «его» раскопать. Если бы не семья (жена, дети и прочая бытавуха), он бы смог стать хорошим монахом.
Вывод:
Я, так и не понял: «Что они, вообще, хотят или хотели?». Судя по всему – они исполняли задание высокопоставлен ных чиновников.
-18 #27 Бакши Джамба 10.11.2011 18:55
(гена) и (дорджи) - это кухонных интернтет - у вас нет (предъявий) что бы что-то сказать - ВЫ - обычная ТОЛПА...
Что касается (римпоче) - он, уйдёт...
но, оставит после себя (очень много проблем.....) - для меня:
Тело Тулку римпоче - это НАКАЗАНИЕ для КАЛМЫКОВ...
-21 #26 Гена 29.10.2011 22:10
Бакши Джамба мне стыдно, что у меня есть такие земляки как ты. Ты типичный представитель калмыцкого духовенства - продажный и трусливый. Поливал грязью Тэло, а как тебя пальчиком поманили так сразу подписался под каким-то манифестом от ЦХ и в комментах пишешь поздравления. Стыдно должно быть! пока такие люди как ты прикрываются религией, ничего хорошего у нас не будет.

Добавить комментарий