Культ Цаган Аавы
- 01.12.2013 14:19
В Калмыкии изображения Цаган Аавы, или Белого Старца, украшают храмы, в память самого почитаемого у калмыков божества устанавливают памятники, однако его происхождение имеет глубокие добуддийские корни. В ранний исторический период он являлся одним из культовых божеств шаманского пантеона, восходящих к ландшафтным божествам, – духов-хозяев гор, озёр и других местностей.
ЦАГАН ААВА – ПОКРОВИТЕЛЬ ЗЕМЛИ
В период шаманизма Белый Старец почитался как покровитель богатства, счастья и семейного благополучия, с его благословения размножался скот, расцветала земля, рождалось потомство и наследие. Он занимал место между верховными богами и второстепенными, его происхождение и отношение к нему уходит далеко вглубь веков.
В образе Белого Старца слились представления о первопредке, шаманском и буддийском божествах, повелителе гениев, т.е. духовхранителей воды и земли, животных, хозяине дождя, дарующем жизнь, долголетие и богатство, покровителе отдельных людей и всего народа; хранителе правления и порядка, владыке гор, земли, воды и пространства, где стоит город. Цаган Аава точно знает добродетели и грехи людей, от него зависят продолжительность или краткость человеческой жизни.
ФУНКЦИИ ЦАГАН ААВЫ В БУДДИЗМЕ
Буддизм, мирно завоёвывая государства в процессе миссионерской деятельности, в каждой стране впитывал в себя местные ритуально-мифологические традиции, уже сложившиеся ко времени его утверждения в качестве господствующей религии. Это объясняется тем обстоятельством, что буддизм отличался мягкостью и терпимостью по отношению к местным божествам, адаптируя этнические особенности и праздники или трактуя те или иные события, вещи и понятия с точки зрения буддизма. Поэтому в каждой стране сложились свои уникальные национальные особенности этой религии, в которых основные положения буддизма и местных религиозных традиций составляют своеобразный симбиоз.
Так, в процессе взаимодействия в XVIII веке Цаган Аава был включен в буддийский пантеон божеств. Основные функции Белого Старца в буддизме – покровительство долголетию и плодородию. Икона с его изображением, выполненная в стиле народных представлений, получила доступ в храм, но отнюдь не в основные залы, он также стал одним из действующих лиц цама, ламаистской мистерии торжества над врагами веры. В этой мистерии он прикосновением своего посоха к человеку снимал грядущие на него несчастья.
ОСОБОЕ ПОЧИТАНИЕ
Образ Белого Старца приобрёл черты покровителя всего калмыцкого народа, хозяина земли и воды, он также является хозяином времени и года. Калмыцкий Новый год отличается от праздника других монгольских народов и народов, исповедующих буддизм. Празднование его приходится на Зул, именно в этот день покровитель калмыцкого народа наделяет народ годами жизни.
В бытовом сознании многих калмыков представление о верховном буддийском божестве часто связывается с обликом Белого Старца и лишь затем с образом Будды Шакьямуни или других буддийских божеств. Он также является покровителем всех животных, но особенно сайгаков, поскольку сайгак – любимое животное Белого Старца. Существует даже поверье, что нельзя стрелять в сайгаков, когда они стоят кучкой на одном месте, поскольку в народе полагали, что их собрал Хозяин земли.
НАУЧНЫЙ ИНТЕРЕС
Особенно важно отметить, что, несмотря на небуддийские корни этого божества, с восстановлением буддизма в Калмыкии танка именно Белого Старца была одной из первых, которая появилась в молитвенном доме. Особый интерес культ Цаган Аавы представляет и для науки. Так, в рамках совместных научных исследований Российского государственного научного фонда и Республики Калмыкия поддержан грант на выполнения исследования «Тексты, посвящённые культу Белого Старца (сравнительный анализ калмыцких и тибетских текстов)».
С принятием буддизма калмыцким народом и с включением Цаган Аавы в пантеон божеств были составлены необходимая атрибутика и тексты. Например, одним из них является сутра «Воскурение и приношение Белому Старцу», в которой говорится, как Будда во время прогулки со своими учениками встретил белобородого старца в белой одежде в окружении животных. Поговорив с ним и убедившись в его мудрости и могуществе, Будда повелел ученикам почитать его. В сутре он характеризуется как владыка не только земли и воды, но и хозяин ханов водяных драконов. Цаган Аава владеет даром прорицателя и знает продолжительность жизни каждого из живых существ. Кроме того, он может насылать дурные сны – подобно тому, как насылает дождь. Сутра, посвящённая Белому Старцу, имела широкое распространение у монгольских народов.
ЦАГАН ААВА И ДРУГИЕ НАРОДЫ
Персонаж Белого Старца часто встречается в сказочном фольклоре и мифах почти всех народов Азии, он является популярным божеством и в других культурах, но под разными названиями. Встречается у тибетцев, китайцев, японцев, где он является объектом поклонения и адресатом различных просьб и молитв. В представлении восточноазиатских народов идея долголетия и продолжения рода связана с символикой семейных пар журавлей и оленей, у калмыков, очевидно, оленя заменил сайгак. Также у них у всех есть посох.
У тибетцев – это Пехар. Божество, в функции которого входит контроль над атмосферными явлениями, также изображается как Цаган Аава. В Японии культ Белого Старца раздвоился и персонифицировался в двух богов из числа «7 богов удачи» – Фукуродзю и Дзюродзин. Изображается Фукуродзю лысым с белой бородой (символ долголетия), обычно его сопровождает журавль. В руках он держит священные книги. Дзюродзин олицетворяет долголетие, у него большая лысая голова, белая борода, сопровождает его чёрный олень. К посоху Дзюродзина привязана книга, в которой определено кому и сколько жить, он очень близок к китайскому божеству долголетия Шоу-Сину.
В китайском варианте Белый Старец изображён на фоне синего неба, облаков и гор, обычно изображается сидящим под деревом в окружении пары журавлей и пары оленей. Шоу-Син олицетворяет долголетие и продолжение рода, что подтверждается атрибутами и свитой. По этому поводу стоит указать на теорию академика и синолога Панкратова о том, что культ Шоу-Син, или Шоу-Лао, является заимствованным. Он получил широкое распространение во время правления монголов в Китае и был успешно введён в их пантеон божеств.
Многие персонажи, внешне имеющие сходство, могут быть в отдалённом родстве с Цаган Аавой, поскольку по ряду функций напоминают Белого Старца, но для подобных утверждений, конечно, необходимы дополнительные научные изыскания. Однако родство очевидно и требует солидной аргументации и доказательной базы на основе этнографии, мифологии и фольклора.
Источник: газета «Парламентский вестник Калмыкии».