Главная Религия Власти Калмыкии пустили шапку по кругу

Власти Калмыкии пустили шапку по кругу

Власти Калмыкии пустили шапку по кругуВ республике начат сбор средств на выкуп коллекции буддистских артефактов

Власти Калмыкии и общественные активисты Степной республики намерены вернуть на родину собрание буддистских реликвий, которые были утрачены в 40–50-е годы ХХ века. Для выкупа артефактов, которые сейчас находятся в одной из частных московских коллекций, потребуется собрать пожертвования в размере более 200 млн руб. Возвращение в Элисту реликвий не только станет важным событием в жизни республики, но и повысит ее туристическую привлекательность.

«Собрание буддистских реликвий состоит из 800 экспонатов, – рассказал «НГ» вице-президент благотворительного фонда по возвращению реликвий «Наследие» Сергей Сена. – В основном это тканевые иконы – танка, шутяны, бронзовые, позолоченные и серебряные скульптурные изображения божеств из буддийского пантеона, курительницы, амулеты и т.д. Жемчужиной собрания является уникальная танка предположительно XVI века. Эта икона на ткани была, видимо, создана еще до прихода калмыцких племен из Джунгарии в Нижнее Поволжье».

Несколько сотен буддистских реликвий некоторые уже называют калмыцкой Янтарной комнатой. Составляющие коллекцию предметы имели разную судьбу. Некоторые были изъяты органами советской власти или просто похищены в 20–30-е годы ХХ века в период массового закрытия буддистских храмов – хурулов – в Калмыкии. Другие реликвии, которыми владели семьи, передавая их из поколения в поколение, были утрачены в годы депортации калмыцкого народа в Сибирь.

К счастью, буддистские реликвии не были вывезены из страны и в итоге оказались в руках одного из московских коллекционеров. После его смерти собранием буддистских реликвий владеет его дочь. «В коллекции есть предметы, которые оцениваются экспертами в несколько тысяч долларов, стоимость других превышает несколько сотен тысяч долларов», – сказал Сергей Сена. По данным «НГ», нынешняя владелица собрания буддистских реликвий готова продать коллекцию за 5 млн долл. Хотя, по мнению экспертов, ее оценочная стоимость в два – два с половиной раза выше.

В 1999 году собрание буддистских артефактов экспонировалось в Элисте. По согласованию с тогдашним президентом республики Кирсаном Илюмжиновым выставка задержалась в Элисте в выставочном зале Сити Чесс до 2005 года. Ходили слухи, что тогда уже велись переговоры о покупке калмыцкими властями всей коллекции, но якобы продавец и покупатели не сошлись в цене.

Нынешний глава Калмыкии Алексей Орлов также поддержал идею выкупа собрания реликвий. Созданный летом 2014 года благотворительный фонд «Наследие» начал сбор пожертвований. Необходимые для выкупа коллекции средства рассчитывают собрать в течение ближайших двух лет. О серьезности намерений организаторов проекта свидетельствует участие в нем гендиректора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского и настоятеля центрального элистинского хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Анжа-ламы.

Ожидается, что пожертвования обычных граждан составят не более 10–15% от общего размера необходимой суммы. Организаторы проекта возвращения буддистских раритетов на родину рассчитывают не только на состоятельных людей в Калмыкии, России, Монголии и западных странах, где существуют сильные калмыцкие диаспоры, но также на всех поклонников учения Будды, которых немало и среди звезд Голливуда. В Калмыкии уже возникли инициативы о перечислении для выкупа буддистских реликвий однодневного заработка работниками различных организаций.

По словам первого вице-премьера республиканского правительства Шамиля Ильясова, «эти замечательные произведения, созданные неизвестными мастерами, по праву могут считаться народным достоянием»: «Кроме художественной ценности предметы коллекции, по словам очевидцев, исцеляют. Лично я слышал об удивительных случаях выздоровления тяжелобольных людей, побывавших на выставке реликвий в 1999–2005 годах. Возможно, это был эффект плацебо. Но не стоит забывать, что культовые предметы создавались по особой рецептуре: из пигментов животного происхождения, соков ароматических растений, крови лам. Это намоленные экспонаты. Они просто обязаны быть на родине, приносить благо калмыцкому народу». Ожидается, что возвращение собрания буддистских реликвий в Элисту станет крупнейшим событием в религиозной жизни.

Впрочем, пока остается открытым вопрос, где именно будут храниться выкупленные артефакты. Согласно недавно проведенному опросу, большая часть жителей Калмыкии выступает за то, чтобы предметы культа вернулись в хурулы республики. «Однако это фактически приведет к ликвидации коллекции как единого целого, что вряд ли целесообразно», – говорит Сергей Сена. Выставочные залы Национального музея Калмыкии также, по мнению экспертов, не являются идеальным местом хранения и экспонирования реликвий.

По мнению Сергея Сены, имеет смысл создать новый, отдельный культурный объект – сокровищницу буддистских реликвий. «Это не только позволит хранить и демонстрировать коллекцию целиком, но и создаст новый объект туристической привлекательности. Безусловно, это будет способствовать развитию туристического бизнеса в Элисте и соответственно наполняемости городского бюджета».

Источник: Независимая газета/Андрей Серенко.