Главная Статьи Обзор Джунгарский синдром

Джунгарский синдром

Кадр из фильма "Войско Мын Бала"Кадр из фильма "Войско Мын Бала"Испокон веков известно: если в любом государстве наступает период «тревожной» нестабильности, самый удобный выход дабы оправдать свое бездарное правление «менеджеры» от государства» находят во внутренних и внешних врагах. Для правителей США ими являются исламские террористы, а руководители радикально настроенных исламских государств во всем обвиняют американский империализм. Или взять конфликт между Китаем и Японией из-за двух спорных островов. И таких примеров на подобную тему можно приводить много, ибо в многополярном мире количество врагов не уменьшается. Чтобы доказать свою правоту, на свет извлекаются различные псевдоисторические «документы», создаются лживые теории, которые затем перекочевывают в школьные учебники по истории. Не стал исключением и соседний Казахстан. Для казахских правителей консолидирующей национальной идеей стала тема …освобождения казахов от джунгарского «ига». О чем свидетельствует вышедший недавно казахский блокбастер «Войско Мын бала».

БАЗА ПАТРИОТИЗМА

По сравнению с предыдущим казахстано-американороссийским фильмом «Кочевник» (автор сценария Рустам Ибрагимбеков, режиссеры Иван Пассер (Чехия) и Сергей Бодров-старший), вышедшем в 2005 году и в котором были задействованы в главных ролях мировые звезды (бюджет фильма - 34 млн. долларов США), нынешняя картина выглядит скромнее. Все актеры и авторы фильма на этот раз казахские. Данные о потраченных деньгах на производство фильма нигде не фигурируют, но, судя по декорациям и постановкам батальных сцен, он обошелся его создателям гораздо дешевле, чем блокбастер-2005.

Действие фильма «Жаужурек Мын Бала» (режиссер Акан Сатаев) происходит в первой половине XVIII века. Как утверждают его авторы, «в переломную эпоху казахской истории, когда в кровопролитной войне с джунгарами единство казахского народа и героизм становятся решающей силой на пути к обретению свободы». Фильм начинается с душераздирающей сцены нападения джунгарских захватчиков на поселение, где жил главный герой фильма юноша Сартай (Асылхан Толепов). С фашистским озверением злые джунгарские воины налево и направо убивают казахских детей, женщин и стариков, опустошая все подряд. Сартаю удается избежать смерти, и он семь лет скрывается в горах у старого кузнеца Назара (Тилектес Мейрамов). Живя у него вместе с другими подростками, потерявшими родителей, они изучают воинское искусство, по типу подготовки японских «ниндзя», а затем образовывают секретную партизанскую организацию «Мын бала» - для войны с регулярной армией джунгаров. Надев «банданы» а-ля «спезназ ВДВ», они громят своих врагов.

И тут возглавляющий партизанский отряд Сартай переживает свое первое большое чувство. Юноша хочет казаться в глазах байской дочки Зере (Алия Анарбек) суперменом. Вместе со своими друзьями Таймасом (Аян Отепберген) и Корлан (Куралай Анарбекова) они нападают на своих врагов, впятером захватывая целые джунгарские крепости с хорошо вооруженными воинами противника. Они освобождают плененных ойратами казахских рабов, пополняющими затем партизанское ополчение. Особенно сильное впечатление на зрителей произвела сцена казни казахского патриота джунгарскими злодеями. На городском караван-сарае ойратский чиновник на калмыцком (!) языке с синьцзянским акцентом читает приговор: «За воровство лошадей и убийство джунгар, по справедливому закону монгол-ойратов, трое казахов приговариваются: старший из братьев – к смертной казни, двое младших – к рабству, а вырученные деньги - семьям убитых». Мужественный казах, приговоренный к повешению, словно Зоя Космодемьянская, кидает в лицо ненавистному врагу: «Казахи, я гибну во славу веры! Выше головы! И страна, и земля эти наши! Казахская земля! Джунгарам придет конец!»

Не понимаю, зачем надо было вплетать в канву фильма тему межрелигиозного конфликта («гибель за веру»), но, по всей видимости, на казахскую аудиторию это должно было произвести выгодное впечатление. Вообще, в фильме ойратские нойоны сидят на фоне буддийских статуэток, что тоже, по замыслу авторов фильма, должно подсказать мысль: «буддизм - это плохо». О подвигах юного батыра и вправду заговорила вся степь, но постепенно, по мере возмужания, любовь к девушке перерастает у него в любовь к родной земле. Осознав это, он вливается со своей армией в большое казахское ополчение, противостоящее грозному внешнему врагу. В конце фильма все герои погибают, казахи, объединившись, побеждают ненавистных джунгар и те позорно бегут с их родной земли. Фильм пронизан идеей ненависти к врагу, герои фильма называют джунгар «врагами», «негодяями» и прочими нелицеприятными эпитетами. Идейной базой кинокартины служат, на мой взгляд, слова старого казахского мудреца-аксакала на сходе казахских вождей: «Давний враг не становится сородичем, а срезанная подошва рукавом! Если сегодня продашь родную землю, завтра подаришь врагу жену и детей!»

– Это мощная база для формирования чувства патриотизма, – считает президент АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова Ермек Аманшаев (газета «Казахстанская правда» от 30. 12. 2011г.) – Если, посмотрев фильм, юноши поймут, что родина у нас одна, и она связана с именем любимой девушки, с родителями, с землей, где вырос, и все это надо защищать, работать до «седьмого» пота, то можно будет считать, что кино вносит реальную лепту в формирование патриотизма.

КОМУ ЭТО НУЖНО?

Кому нужен патриотизм, основанный на ненависти к другим? Неужели нет других способов поднять дух народа? Джунгарская «тема» для казахов становится традиционным коньком. Конечно, казахов понять можно. Попробуй затронуть тему манчжурского или русского «ига» - это вызовет немедленный политический конфликт с могучими сосед- ними государствами. А вот с джунгарами все  как-то безопаснее: их давно уже нет и они превратились в миф, но в фильме проводится мысль, что это и есть те самые «ойрат-монголы». И бояться, что они возмутятся, не следует.

Кто они, эти самые потомки джунгар? Малочисленный народ, влачащий жалкое существование в низовьях Волги? Как бы то ни было, в какой-то мере казахи правы: особо гордиться своими достижениями нам, современным «джунгарам», как то не с руки. За семнадцать лет правления республикой «степным ханом» экономика Калмыкии загнулась – ниже некуда. А на нынешнего главу республики совершенно не по делу «навесили всех собак», и он не знает с какого конца браться за исправление ситуации. Есть еще так называемые местные «нойоны», ведущие ожесточенную борьбу за власть и давно переставшие думать о народе. И пока мы будем у своих соседей вызывать чувство жалости, про нас будут создавать фильмы, где мы будем в роли «злодеев» выступать «консолидирующим» фактором для других этносов.

Фильм заканчивается эпическим заявлением: «После победы в битве Анаракай началась борьба за независимость и свободу. И через три века Казахстан обрел ИСТИННУЮ НЕЗАВИСИМОСТЬ, признанную всем цивилизованным миром. К исторической победе, о которой мечтали наши предки, казахский народ привел лидер нации – Нурсултан Абишевич Назарбаев!»

Вот такое заявление! А то, что казахи обрели «независимость» в результате развала Советского Союза, разумеется, ни слова. Патриотизм, однако!

Источник: Элистинский курьер/Санджи Тостаев.



Комментарии  

0 #11 Noyan KZ Aктюбинск 16.09.2013 13:24
«я убью тебя заместо Чарыша,такого же батыра,как ты.Скажи, чего ты бы желал перед смертью?»Тогда Аблай сказал:у меня всего три желания.1:я убил Чарыша в честном поединке на поля убил Чарыша в честном поединке на поле брани. Вы же меня захватили спящего и хотите казнить. Я мечтал бы умереть в битве казахов с калмаками.2:каз ахи народ кочевой, не оседлый.Мне бы найти им землю, научить жить оседло, тогда бы и умереть не жаль.3:в моем роду в каждое колене рождался лишь один мужчина.Если умру нынче, ни детей, ни родичей на оставлю,исчезну ,будто вовсе на свет белый не являлся».После этих слов Галдан опустил голову и долго сидел так в задумчивости.За тем обратился на своем языке к визирю:все, что он сказал, — все истина.Я ведь тоже единственный в пятом колене,случись сыном Амирсаной,и мой род прервется.«Алди яр!»воскликнул Аблай.«Отчего ты так называешь меня, разве я подарил тебе свободу?-Таксыр ,я понимаю ваш язык.Вы уподобили меня своему сыну,чем же это не свобода?Хана Аблая Галдан отпустил
0 #10 Махамбет 01.03.2013 13:53
В данный момент и казахи в плачевном состояний. Больше половины нашего народа не знает свой язык,везде на русском.Джунгар ия последнее независимое государство кочевников.Посл е разгрома Джунгарий казахи теряли полследнюю опору против колонизаций.
+2 #9 mega 18.10.2012 21:25
я устал вам доказывать, мы один народ,и перестаньте полоскать чингисхана :lol: мы не злодеи, не надо нас выставлять монстрами,когда вы поймёте что мы с одного яйца вышли???кто кого круче эту тему не трогаю, она не важно,я желаю вам казахам мира и не дай бог того что перенёс наш народ
+8 #8 сан 16.10.2012 22:33
да, ладно. че вы так пу? ну пузыритесь? казахи о нас фильм. ну и пусть! у них с детского садика учат ненавидеть калмыков, мне же, например, абсолютно пофигу на казахов. я даже не знал до 10 класса о их существовании)) )
-4 #7 Аманча 09.10.2012 19:56
Калмыки, ну чего вы обижаетесь! Казахи снимают корректные фильмы о вас, где вы обликом получше казахов будете и в военном отношении представляетесь воинами супердержавы! В крови каждого казаха замешана кровь калмыка.Это потому, что нам- пришельцам с Волги,русоволос ым и голубоглазым нравились калмыцкие женщины. Так казахи стали темноволосыми, скуластыми и узкоглазыми. И ничего, казахи радуются ,считают себя самым умным и красивым народом и вас зовут порадоваться жизни. Самое главное - именно ваш народ сохранил и поиумножил главное достояние тюркских кочевых народов - танец. Это отбивание каблуком и перегиб стопы, переступание стоп лепестковое.У меня дух захватывает и я говорю всем- смотрите,мы когда-то так танцевали. Поэтому низкий вам поклон . Только не обижайтесь за наши фильмы.Вы когда-то были многомиллионным народом и пытались очистить нашу территорию от нас самих.Остальное вы знаете.И наши фильмы об этом.
-4 #6 Noyan KZ Актюбинск 26.09.2012 15:03
Санджи!Актабан шубырынды-это грозный 300-летний период испытаний казахского народа! Эти Батыры создавали нашу независимость-э то не лживые теории! По крови вы близкие нам на самом деле и я не испытал ненависти и не призываю вас, Калмыки к чувству вины 300-летней давности! Мы вместе оказались в сложных трагичных условиях, в спины толкали Медведь и Дракон!
+1 #5 q 25.09.2012 22:09
Пора переименовать киностудию Казах-фильм в Джунгар-фильм ;-)
+2 #4 Сария 25.09.2012 21:55
Не стоит обижаться на тех, кто привык жить чужим умом! И в Казахстане есть люди, кто скептически относятся к этой архаике. А моя бабушка всегда говорила, что калмыки-наша родня, нагашлар. У нас больше сходства, чем различий. А на этих "ахабаренных" не обращайте внимания. Что им в уши нагудели, то у них и в голове!
+1 #3 Qazaq 25.09.2012 17:18
Хотя джунгарская тема и вправду надоела. Хочет посмотреть фильм о временах усиления и расширения казахского ханства, политических интригах, дипломатии в средней азии, персией, Россией и Китаем. Ведь были Хакназары, борьбе с Шейбанидами и т.д. А так для массового потребителя и зарабатывания денег пойдет.
-3 #2 Qazaq 25.09.2012 17:14
Мне кажется наоборот враги показаны сильным, справедливым,ор ганизованным и законопослушным народом. Обычно в русских сказках и фильмах враги Руси азиаты-кочевник и дикие, маленькие, трусливые, пресмыкающиеся животные. А при просмотре фильма я не капли ненависти к врагам не испытал. А только лишь уважение к врагу и понимание, что вина была за самими казахами, что не могли объединить усилия, а отдельные князьки-султаны сдержать свои амбиции. Так что зря вы так обижаетесь.
Мне бы сейчас посмотреть фильм "Орда" из-за которой обиделись татары.
0 #1 Это же фильм 25.09.2012 13:40
http://zonakz.net/articles/17200
Джунгары в истории Казахстана

Добавить комментарий