Главная Статьи Обзор В частные руки

В частные руки

Аэропорт Элисты будет приватизированЕдинственный в Калмыкии аэропорт будет приватизирован

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом издало распоряжение о реализации ценных бумаг Элистинского аэропорта. В соответствии с этим документом предполагается выставить на торги около 400 тысяч акций с открытой формой подачи предложений о цене. Их начальная стоимость – 8,5 миллиона рублей. О сроках проведения аукциона пока не сообщается.

- В советские времена Элистинский аэропорт был планово-убыточным предприятием - все его убытки покрывало Северо-Кавказское управление гражданской авиации, - говорит заместитель генерального директора авиапредприятия Александр Шильников. – И так продолжалось до 1992 года.

К этому сроку привычные дотации прекратились полностью. Для коллектива аэропорта наступил тяжелый период – люди были поставлены на грань выживания. Создав хозрасчетное предприятие, руководство аэропорта с разрешения Министерства гражданской авиации РФ пошло по пути наименьшего сопротивления – стало продавать свои самолеты. Другого выхода тогда просто не существовало.

Из восемнадцати «ЯК-40» 16 машин были проданы, половина знаменитых «Аннушек» также пошла на продажу, другую половину просто-напросто списали. Какая-то часть вырученных от продажи самолетов средств шла на закупку авиационного керосина, который затем опять же продавали, чтобы выплатить зарплату персоналу.

По мнению специалистов, перспективы у Элистинского аэропорта как авиатранспортного узла неплохие: взлетная полоса в 3200 метров, позволяющая принимать воздушные суда тяжелого класса, выгодно отличает его от аэропортов соседних регионов.

Масштабная реконструкция аэропорта была начата перед Всемирной шахматной олимпиадой 1998 года, проходившей в Элисте.

Капитально отремонтирован аэровокзал, по линии авиационной безопасности закуплена новая досмотровая техника, по всему периметру заменено ограждение, которое теперь полностью отвечает новым, более строгим, требованиям безопасности. Охрана аэропорта по совместному приказу Министе­рства транспорта и Министерства внутренних дел РФ передана вневедомственной охране МВД. Проведено техническое переоснащение метеорологической станции.

Акционерное общество, управляющее аэропортом Элисты, является правопреемником государственного унитарного предприятия «Элистинский объединенный авиаотряд». Это полностью государственное предприятие, весь пакет акций которого находится в федеральной собственности. Но сертификаты авиаотряда не могли быть переданы по наследству от одного юридического лица другому. Необходимо было их переоформление, а это означало, что по каждому виду аэропортовой деятельности вновь надо было проводить экспертизу, что стоило денег, и немалых.

Поддержка правительства РК позволила довести до конца работу по сертификации и лицензированию, и в итоге в начале 2007 года управлением аэропортовой деятельности Федерального агентства воздушного транспорта аэропорту был выдан комплексный сертификат соответствия. Это означало, что обеспечение авиационной безопасности, обслуживание пассажиров, багажа, почты и груза, инженерно-авиационное, поисковое и аварийно-спасательное обеспечение, другие виды аэропортовой деятельности полностью соответствуют требованиям нормативных документов.

Однако сегодня у аэропорта нет собственного парка самолетов. Единственным источником доходов является обслуживание самолетовылетов. Деньги в кассу поступают только за взлет и посадку, за обеспечение авиационной безопасности, заправку самолетов топливом, техническое обслуживание воздушных судов и коммерческое обслуживание пассажиров.

В итоге расходы аэропорта значительно превышают его доходы. Предприятие не платит налоги, задолженность по которым, по словам Александра Шильникова, составляет 60 миллионов рублей. А с учетом пеней и штрафов долги авиапредприятия уже превысили 130 миллионов.

Комментарий

Николай Чубаров, заместитель руководителя Южного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации:

- Стратегия государства заключается в том, чтобы разделить федеральные государственные предприятия воздушного транспорта на авиакомпании и аэропорты, провести их приватизацию и акционирование. Разделение видов деятельности на аэропортовую и перевозочную будет проходить повсеместно. Реформа предполагает расширение участия местных властей и инвесторов в деятельности авиатранспорта.

Источник: Российская газета – Экономика Юга России, № 256 (5929)/Борис Дженгуров.