Главная История Калмыки в истории российского парламентаризма

Калмыки в истории российского парламентаризма

Первая Государственная Дума. 1906 годДепутатом I Государственной думы от инородческого населения Астраханской и Ставропольской губерний 12 мая 1906 г. был избран нойон Малодербетовского улуса Церен-Давид (Давид Цеджинович) Тундутов. Он вошел в аграрную комиссию 99 (по числу ее членов) думы от кадетской фракции. Сегодня, по прошествии времени, можно найти объяснение столь неожиданному политическому выбору.  

Высочайший манифест 17 октября 1905 г., даровавший населению гражданские свободы и расширявший избирательные права, знаменовал собою и «весну народов». Все более актуальной для Калмыцкой степи с разреженным кочевым населением становилась защита своих земель от крестьянской колонизации, главной задачей которой было земледельческое освоение территории. Тактика «уплотнения» отнюдь не предполагала вытеснения калмыков с традиционных земель, но шаг за шагом ограничивала их пастбищные угодья. Положение осложнялось двойственностью и непоследовательностью национальной политики царизма, особенно во второй половине XIX начале XX вв. В ней можно выделить два основных направления: официально-охранительное и «имперско-либеральное», то есть сочетание консервативного курса и частичных уступок требованиям отдельных наций. Тундутов искал союзников среди приверженцев второго направления, выступавших за более гибкую политику в национальном вопросе. 

Он вступил в конституционно-демократическую партию, вобравшую в себя цвет русской интеллигенции, часть либерально настроенных помещиков, представителей городских слоев. Они не признавали право наций на политическое отделение от Российской империи, но выступали за права культурно-национального самоопределения, а в отдельных, каждый раз особо санкционируемых представительной властью случаях предоставление областной автономии. По своему мировоззрению Тундутов вписывался в концепцию политической полиэтнической российской нации, которая в идеале должна была в будущем охватить всю империю. Немного численные сторонники этой концепции, в их числе один из идеологов кадетской партии П.Б. Струве, делали акцент на расширении политического участия и воспитании гражданской лояльности империи. 

Политическим идеалом кадетов являлось установление в стране конституционно-парламентарного режима, при котором все российские граждане независимо от пола, национальности и вероисповедания получали равные политические права, закрепляемые в конституциии охраняемые независимой судебной властью. Тундутову был близок предлагаемый путь преобразования России. Он окончил в Москве императорский Лицей памяти цесаревича Николая, более известный как Катковский лицей. Его основатель М.Н. Катков ставил своей задачей воспитание подопечных «в духе Самодержавия, Государственности, Церкви» и, вместе с тем, как «детей Европы». Фундаментальная образовательная программа включала в себя знание пяти языков, всесторонние сведения по всем основным областям человеческих знаний.

Нойон Тундутов Давид-ЦеренНойон Тундутов Давид-ЦеренГлавное внимание в заведении обращали на развитие интеллектуальных способностей, широкое гуманистическое образование, что и могли дать латинский язык и греческая литература. По данным справочно-биографического издания М.М. Боиовича «Члены Государственной думы (Портреты и биографии). Первый созыв», по окончании лицея Тундутов слушал лекции в зарубежных университетах. В 1901 г. на страницах петербургской газеты-журнала «Гражданин» развернулась острая полемика между её издателем, известным публицистом князем В.П. Мещерским и астраханским губернатором Газенкампфом. Приводя факты, свидетельствующие об ухудшении экономического положения калмыков, журналист подверг резкой критике представителей местной администрации за неэффективность их деятельности. Там же, делясь впечатлением от знакомства с Тундутовым, он пишет, что «увидел перед собою образованного, спокойного, тихого и доброго человека, не только не озлобленного, но с уважением говорящего об этом самом губернаторе, который изображает его чуть ли не бунтовщиком и его личным врагом…». Газета опубликовала письмо Тундутова князю Мещерскому, в котором Церен-Давид предстает отнюдь не оппозиционером, а вполне лояльным к власти человеком. Перечисляя заслуги своих предков перед Россией, он задается риторическим вопросом: «После целого ряда таких предков, полученного мною воспитания и, по справедливому замечанию г. Газенкампфа, осыпанный Монаршими милостями в про должение целого ряда поколений, мог ли я быть недовольным царским законом [1892 г. «Об отмене обязательных отношений между отдельными сословиями калмыцкого народа» А.Д.] и тем паче стать во главе не довольных?"  

Он был человеком двух культур, Востока и Запада, жившим на переломе эпох. Под напором капитализма, рыночных отношений отживал свое сословный принцип царской империи. Нойон Тундутов, причисленный к наследственному российскому дворянству, все более походил на энергичного предпринимателя. Он был кровно заинтересован в преодолении застойных явлений в калмыцкой экономике, поскольку от ее состояния напрямую зависела его разносторонняя хозяйственная деятельность. В нем уживались широта взглядов и традиционный патернализм в отношении простолюдинов. Тундутов ощущал себя ответственным за них, остававшихся на обочине российской модернизации, и прилагал немало усилий для преодоления этого разрыва.  

Депутатов Думы выбирали на пятилетний срок, но уже через два месяца, 9 июля 1906 г., она была распущена под предлогом, что депутаты «уклонились в не принадлежащую им область». Во время выборной кампании во II Думу Тундутов скоропостижно умер в возрасте 47 лет.  

Серп-Джап ТюменьСерп-Джап ТюменьПятого мая 1907 г. депутатом был выбран Сереп-Джап Батыкович Тюмень, нойон Александровского улуса. Он получил домашнее образование. Как и Тундутов, принадлежал к титулованной знати, был яркой личностью. Часто бывая в столице, они селились вместе с семьями и челядью по соседству, в благоустроенной Литейной части Петербурга. Тюмень разделял взгляды своего старшего собрата (он был моложе Тундутова на 20 лет) на пути переустройства калмыцкой жизни. Он также вошел в думскую кадетскую фракцию, оставаясь беспартийным.

II Государственная дума была значительно радикальнее по составу, чем её предшественница. Она просуществовала 103 дня. В высших сферах было принято решение не только повторить роспуск Думы, но и изменить избирательный закон. В частности, было значительно сокращено число депутатов от национальных окраин, а некоторые национальные регионы, в их числе Калмыцкая степь, как недостигшие «достаточного развития гражданственности», были вовсе лишены представительства. Вхождение калмыцких депутатов в кадетскую фракцию, находившуюся в оппозиции к власти, могло быть одной из причин.

В то время, как Тундутов, а потом Тюмень заседали в Государственной думе, на другом берегу Невы, в стенах Санкт-Петербургского университета, постигали основы юриспруденции Бадма Уланов и Санджи Баянов. Через десять лет они будут делегированы донскими казаками и астраханскими калмыками в Учредительное собрание, которое откроется в том самом Таврическом дворце. В своей первой декларации от 3 марта 1917 г. Временное правительство заявило, что считает главной задачей созыв Учредитель оного собрания, которое должно определить характер будущего устройства России. День открытия был назначен на 28 ноября.

(Продолжение статьи «Калмыки в истории российского парламентаризма» здесь)

Источник: «Известия Калмыкии»