Как в Калмыкии относятся к смешанным бракам
- 26.07.2013 11:21
Исследования проводились в четыре этапа: 2005, 2008, 2010 и 2012 годах. Опрошено 2072 жителя Калмыкии. Под открытостью понимаем ориентацию людей на взаимодействие с другими сообществами. Закрытость свидетельствует о противоложной ориентации, она направлена на собственную группу.
Открытость или закрытость этнической общности определим с помощью вопроса: «Как вы отнеслись бы к тому, если кто-либо из ваших ближайших родственников вступил в брак с представителем другой национальности?» Большинство опрашиваемых титульной группы (в диапазоне от 58 % до 64 %) положительно оценивает смешанный брак. Так, от 20 % до 29 % опрошенных дали понять, что сами вступать в смешанный брак не стали бы, но возражать против такого союза своих родственников не будут. Заметим, что выбор этого ответа со временем несколько уменьшается. О закрытости к межэтнической интеракции свидетельствуют ответы от 7 до 13 % респондентов, эта часть считает нежелательными смешанные браки.
Результаты трех исследований показывают, что у респондентов-русских отношение к смешанному браку также подверглось изменениям. Если в 2005 году 78 % опрошенных положительно воспринимали эту форму брачного союза, то в 2008 г. их количество уменьшилось до 59,9 %, а еще через четыре года оно снизилось уже до 43,4 %. Напротив, на протяжении анализируемого периода увеличивается число тех, кто ситуативно подходит к поставленной проблеме, т.е. сам выберет спутника (-цу) своей этнической группы, но против смешанного брака других ничего не будет иметь против (от 15 % до 30 %). Почти в пять раз увеличилось количество ответов негативного восприятия межэтнического брака. В 2005 г. 3,3 % респондентов-русских, в 2008 г. 6,2 %, а в 2012 г. 15,3 % опрашиваемых заявили, что такие браки нежелательны. Таким образом, можно говорить об увеличении закрытости данной этнической группы.
Анализ ответов респондентов третьей группы показывает, что положительное отношение к смешанным бракам со временем становится преобладающим. Так, в 2005 г. 40,4 % опрашиваемых, в 2008 г. 67,9 %, в 2012 г. 66,2 % отметили, что национальность в браке не имеет значения. Увеличивается амбивалентное отношение, которое характеризует, с одной стороны, приятие смешанных браков других, а с другой, неприятие его относительно себя. Это отношение было свойственно в 2005 г. для 42,9%, в 2008 г. для 18,9%, а в 2012 г. для 13% опрошенных. На протяжении семи лет остается стабильным негативное восприятие межэтнических семей (9-10%). Эта часть опрашиваемых, представляющих иные этнические группы, закрыта, дистанцирована к различным формам этнических контактов.
Во всех трех группах в выборе супруга (-ги) важным является личностный компонент (симпатии, чувства, качества человека). А культурологический компонент (желание знать культуру, соблюдать традиции, обычаи народа, к которому принадлежит избранник (-ца), занимает второе место, значительно уступая эмоционально-личностному фактору. Это свидетельствует о некоторой закрытости к контактам с другими группами и отсутствие мотивации к активному приобщению их этнокультурных элементов.
Проведенный анализ позволяет нам утверждать, что ассимиляционный потенциал у калмыков и представителей других этнических групп значительно выше, чем у русских, которые в меньшей степени одобряют межэтнические браки, чем первые. В целом, десятая часть всех опрашиваемых независимо от этнической принадлежности отвергает создание межэтнических семей. Это свидетельствует о стремлении к закрытости, замкнутости в своей этнической общности, то есть установка отвержения "чужих" в пользу "своих" сохраняет свою значимость и в условиях социальной трансформации. Необходимо постоянно анализировать, какие факторы в современных условиях способствуют формированию социально-психологических барьеров в межэтническом взаимодействии, усложняют межэтнические интеракции.
Источник: газета «Хальмг Унн»/Людмила Намруева.