Калмыцкие обереги
- 23.07.2010 19:54
В семейной обрядности любого народа отражаются традиционные представления о жизненном цикле, верования и культы. Наиболее ярко это проявляется в родительной обрядности, которая регулирует отношения между поколениями, что является залогом стабильности существования социума.
Согласно представлениям калмыков, этому процессу способствуют также различные охранительные меры, основанные на народном опыте и традиционном мировоззрении, проводимые с момента рождения и в течение всей жизни. Особую роль играют обереги детского цикла. В прошлом наши предки прибегали к различным охранным мерам, начиная с еще с периода внутриутробного пребывания ребенка, поскольку, по поверью, в этот период он уже начинает взаимодействовать с окружающим миром. На беременную женщину налагались различные запреты в поведении. Ей запрещалось посещать похороны, выходить на улицу с наступлением сумерек, поднимать руки высоко над головой, перешагивать через веревку, завязывать узлы – все это приравнивалось к возведению препятствий к нормальному течению беременности.
На пиру по случаю рождения ребенка существовал обычай дарения молодняка скота «мал заах», выступавшего гарантом собственного хозяйства в будущем и обеспечивавшего полноценное вступление во взрослую жизнь. Если новорожденный – мальчик, то обязательно варили заднюю ножку барана. От нее отделяли большую берцовую кость, очищали от мяса и после прочтения стариками йоряла убирали на хранение в сундук или на алтарь. С этого момента она считалась принадлежащей мальчику, его оберегом. Если в семье часто умирали новорожденные, то для сохранения жизни очередного малыша проводили обряд жертвоприношения огню «галл тяялгн», после которого также оставляли большую берцовую кость жертвенного животного как личный оберег ребенка.
Ребенок, рожденный вместе с внутриутробной пленкой («в рубашке»), считался у калмыков счастливым от рождения – «кишгтя», «сян заята». «Рубашку очищали», сушили, аккуратно складывали, обворачивали тканью и изготовляли личный оберег. Особо берегли пленку с головы новорожденного, при заболевании ребенка ее использовали как лекарство. Личным оберегом также служила отпавшая пуповина.
Буддизм привнес практику наделения личным талисманом «бу», составленным согласно астрологическим показателям. Он представлял собой исписанный молитвами листок бумаги, обернутой тканью или кожей. Для изготовления талисмана приглашался священнослужитель. После прочтения молитвы он совершал обряд омовения святой водой и давал ребенку амулет «бу», который должен был служить ему оберегом от всех несчастий и носился всю жизнь.
Функцию оберегов выполняли также первородные волосы самого младенца: родители собирали выпавшие детские волосы, укладывали в тряпичный мешочек и пришивали его на одежде ребенка у шейного позвонка. При слабости и болезненности малыша, прядь волос срезали до проведения обряда стрижки первородных волос. Локон, обернутый в ткань, пришитую к одежде, ребенок носил до тех пор, пока не вырастал из рубашки. Затем его хранили на алтаре, или волосы в специальной ладанке носила мать. С годовалого возраста в качестве оберегов пришивали к вороту детской верхней одежды когти хищных птиц , кусочки шкурки хорька, запястные кости зайца. Ребятам постарше делали обереги з костей, которые издавали при ходьбе шум, отпугивающий темные силы. Существовал запрет на изготовление одежды для детей из меха хищных животных, так как бытовало поверье, что звери могут направлять свои острые зубы на ребенка.
Имя человека, по представлениям калмыков, определяло всю его дальнейшую жизнь. Если ребенок заболевал, то причиной считалось несоответствии имени и судьбы, и во избежание смерти его необходимо было сменить. Если дети в семье часто умирали, то родители давали новорожденному имя-оберег, которые лишь иносказательно указывало на носителя либо имело отрицательное значение, являлось названием животного и т.д. Это было связано с желанием родителей ввести в заблуждение злых духов, чтобы малыш не был ими замечен.
Новорожденного укладывали в колыбель после проведения обряда имянаречения или по достижении им месячного возраста. Там он находился до тех пор, пока не начинал ходить, что обусловило расположение оберегов непосредственно на колыбели. Кнут отца, подвешенный сверху, должен был оберегать от любого приближения нечистых сил. Такую функцию выполняли острые предметы: нож, ножницы.
В современной обрядности многие обереги не потеряли своего значения, отмечается заимствование форм и видов оберегов у соседних народов. Калмыки продолжают практиковать ношение детьми «бу», большей частью из серебра; хранение пряди первородных волос, пуповины; в детскую постель под матрас кладут ножницы или маленький нож, подкладывают с внутренней стороны одежды булавки; носят обереги, изготовленные знахарками других национальностей; меняют имя при заболеваниях.
Материалы по теме:
Обычаи, сопровождающие рождение ребенка