Национальная калмыцкая вышивка
- 23.10.2009 13:07
Вышивка издревле являлась одним из наиболее развитых видов народного искусства. Вышивали калмычки шелком, серебряными и золотыми нитями, бисером, стеклярусом. Характерная особенность калмыцкой вышивки – чистота, яркость и богатый спектр тонов.
Национальная специфика заключалась в особых видах шва. Издавна бытовал для украшения калмыцкой одежды прием вышивки «зег», представляющий собой наложение по контуру рисунка ниток, шнурка и тесьмы, скрепленных второй ниткой. С его помощью можно выполнить любой геометрический или растительный орнамент.
Монументальные панно, вышитые шелком, золотом, серебром, из-за трудоемкой техники исполнения стоили очень дорого и изготавливались по заказу хурулов и богатых владельцев. Девушки и вдовы во время исполнения заказа жили при хурулах в специально отведенной для этой цели кибитке. Для девушек участие в вышивании было своеобразным испытанием в мастерстве рукоделия перед замужеством.
Гладьевая вышивка с элементами аппликации была традиционной техникой изготовления калмыцких знамен, происхождение которых относится к ойратскому периоду истории народа.
Калмыки сохранили редкое ремесло – производство кожаных ведер и сосудов для кумыса, молока и молочной водки. По традиции их украшали тисненым рисунком или орнаментом.
Лучшие сосуды изготавливались из воловьих, чаще всего из «хребтовых кож». Кожи держат в золе, чтобы шерсть облегла. Затем скоблят с обеих сторон и моют в чистой воде. Затем кожу расстилают на солнце раскраивают, сшивают жилами и сушат на малом огне.
Прекрасны изделия калмыцких ювелиров, создающих изделия из серебра с гравировкой и чернью. Декоративным элементом мужского костюма являлся пояс из отдельных черненых или гравированных пластин.
Пояса различались по форме и украшению. Пояс из пластинок украшенных насечками и чернью и напоминавших своей формой ребро назывался «реберный пояс». Второй вид пояса с пластинками четырехугольной формы назывался «сундучной формы». Третий вид – «пояс с бляшками». Бытовал также «черкесский пояс», который был привилегией знатных и богатых калмыков. Он состоял из больших и малых выпуклых бубенцов, покрытых чернью и украшавших пояс широкой серебряной или золотой лентой. Своеобразие калмыцких поясов заключено в орнаментике и в ее композиции.