Сарпинка для австрийцев
- 18.10.2009 21:08
О том, что в одной из провинций Австрии местные жители носят «калмыцкие» пиджаки из овечьей шерсти было известно ранее. И вот представился повод для продолжения темы. В республике побывала группа деятелей культуры из Австрии. Цель их приезда - найти корни происхождения куртки «калмукянкер», распространенной в Нижней Австрии, в Вахау.
Австрийцы побывали в элистинских музеях, познакомились с художниками, учеными, занимающимися вопросами этнографии, истории культуры и искусства. Посетили хурулы, совершили экскурсию по городу и его окрестностям, встретились с молодежью и калмыками старшего поколения.
Существует устойчивое мнение, что примерно 200 лет назад в Нижней Австрии, в придунайских селениях, появились калмыки. Как считал до приезда в Калмыкию искусствовед Вольфганг Кребс, это были бурлаки. Но, познакомившись на месте с историей нашего народа, он и его коллеги Кристиан Гмайнер, Таня Бергер, Хадмар Лихтенвальнер, Евгения и Анна Карп склоняются к мнению, что, скорей всего, это были калмыцкие воины, участвовавшие в войне 1812 года. Русские и французские войска проходили и через территорию Австрии.
Как бы то ни было, куртка прижилась и стала любимой одеждой мужчин-австрийцев. Шилась она из шерстяной ткани, которую калмыки изготавливали особым способом. Тонкая и прочная натуральная ткань прекрасно защищала от холода и ветра. Конечно, покрой куртки со временем претерпел изменения, но даже и сегодня она отдаленно напоминает калмыцкий мужской бешмет. Лет тридцать назад «калмукянкер» в Нижней Австрии носили все мужчины, от виноделов до чиновников. Причем по цвету и пуговицам можно было определить род их занятий. У охотников куртка была коричневого цвета с пуговицами из оленьего рога, у моряков - с перламутровыми кнопками. Лесорубы носили зеленые «калмукянкер» а мясники - синие. Приятно, что куртка пользуется популярностью и у современных австрийцев, только теперь они ее одевают большей частью на досуге. И совершенно не знают ни ее историю, ни того, кто такие калмыки и где они живут. Чтобы устранить этот пробел, Кристиан Гмайнер выступил организатором проекта выставки, которая должна открыться 13 сентября в австрийском городке Мэльке. На ней будет представлена вся информация, собранная группой в ходе настоящей поездки - фото-, видеоматериал, рассказы калмыцких этнографов, фотокопии как старинных экспонатов, так и современных произведений калмыцкого искусства. Большой интерес для австрийских деятелей культуры представляют и материалы, связанные с буддизмом, экологией, взглядами калмыков на западноевропейскую жизнь. Центральное место на выставке, по их замыслу, должны занять материалы, касающиеся происхождения куртки «калмукянкер». К сожалению, ткань, из которой шьют ее в Австрии, в Калмыкии не используется очень давно. По крайней мере с тех пор, как перестали функционировать мануфактуры волжских немцев. Пожилые калмыки помнят ее как «сарпинку». Покупали ее обычно на ярмарках в Ставрополе-на-Волге или Сарпуле, как называли его степняки. Может быть, отсюда и идет название ткани. Но это лишь версия.
Гости рассказали и о своей родине. Австрию в мире привыкли ассоциировать с горнолыжными курортами и венскими балами. Но здесь много регионов, в каждом из которых своя экономика и образ жизни. Австрийцы делятся на жителей горных районов, например, тирольцы, и столичных. Отличаются они друг от друга примерно так же, как в России деревенские от городских. В горах люди проще, общительнее, а с венцем с ходу подружиться не удастся. Они более сдержанны и склонны держать дистанцию. Но и те, и другие обладают хорошим чувством юмора, любят свой край, народные традиции. Правда, развитая технократическая экономика все больше влияет на жизнь людей, их общение, посетовали наши гости. Долина Вахау, жители которой носят куртку «калмукянкер», расположена в Нижней Австрии вдоль Дуная. Еще со времен кельтов она славится виноградниками и отличным вином. И нынче виноделие приносит основной доход местным жителям. Долина впечатляет своей природой и историческими памятниками.
Как известно, многонациональный народ Австрии уникален тем, что умеет совмещать приятное с полезным в прямом смысле этого слова. В горных селениях до сих пор существует традиция всей семьей ходить в церковь по воскресеньям, после чего отец семейства со своими коллегами и друзьями, облачившись в «калмукянкер», отправляется в кабак, где за кружечкой пива или вина обсуждает рабочие дела, планы на неделю и другие насущные вопросы. После сентябрьской выставки наверняка главной темой для него станет происхождение его любимой куртки.