Главная Статьи Обзор Свадебные пилигримы

Свадебные пилигримы

Фото: Элистинский курьерФото: Элистинский курьерПрофессиональный танцор или такого же уровня певец выступает перед участниками праздничного застолья. Перед жующей, поддатой публикой, которая оценивает их мастерство с точки зрения беспристрастного потребителя. Насколько это обсуждаемо с точки зрения морали и нравственности?

НЕ ТОТ «ЧИЧЕРДЫК»  

Недавно побывал на свадьбе в ресторане. На обычной, в общем-то, калмыцкой свадьбе, с обилием гостей, выпивки и закусок. Удивило поначалу само вступление к ней – это когда перед гостями, еще не занявшими мест за столами, вдруг негромко заиграл оркестр из четырех музыкантов, в котором самой заметной фигурой был, как мне показалось, молодой человек с контрабасом. Играл квартет вдохновенно и непринужденно, нагоняя тем самым на почтенную публику вовсе не тоску, а хорошее настроение.

Потом, когда забурлило само застолье и начало набирать стремительный ход, перед сидящими и, разумеется, планомерно поглощающими угощенья гостями начали выступать, помимо чересчур суетливого ведущего, артисты песенного и танцевального жанров.

И не абы какие самоучки из круга друзей жениха и невесты или самодеятельной сферы, а всамделишние профессионалы. Иначе говоря, артисты, нередко даже со званиями и регалиями, имеющие опыт выступлений на большой сцене.

Смотрелся «концерт», скажу вам, в целом незаурядно: чувствовалось, что исполнители песен и танцев на специальной минисцене и вне ее, вкладывали в свои концертные номера не только мастерство, но и частицу души. Мне, например, запомнились танцевальные номера двух пар из Государственного ансамбля РК «Лотос». Питомцы заслуженного артиста Валерия Эрдниева показали отменную выучку в исполнении «Тавшура» и «Чичердыка», за что были удостоены оваций еще трезвых гостей. Не оставалось сомнений, что выступление в таких вот спартанских условиях для лотосовцев было делом обычным.

Профессиональный артист, кстати, тем и отличается от самодеятельного, что может блеснуть отточенностью навыков где угодно, хоть в безвоздушном пространстве. В «Чичердыке» «Лотоса» многих свадебных заседателей, правда, смутило то, что исполнили его всего две пары. Это равносильно тому, что балет «Лебединое озеро» вдруг исполнят лишь двое танцовщиц.

НИЧЕМ НЕ ХУЖЕ ШКОЛЬНЫХ РЕПЕТИТОРОВ

В отличие от «Лотоса», другие выступавшие артисты, по большому счету, не блистали. Может быть, потому, что рангом ниже оказались. А может быть, попросту опыта подобных «свадебных» выходов по сути не имели. Судить не берусь, как и называть фамилии тех, кто работал на веселящуюся публику. В одном убежден: пели на свадьбе отдельные солисты, мягко говоря, не очень хорошо. То ли публика не вдохновляла своим вниманием, то ли общий антураж был не тот, что бывает на концертах. Но вот что удивительно, приглашенных за определенные деньги певцов, это самое полуравнодушие публики почти не задевало за живое.

Кстати, так и осталось загадкой: обязаны ли были сидящие за столами гости, каждую новую песню или танец встречать дружным хлопаньем в ладоши или постукиванием вилками по тарелкам?

Фото: Элистинский курьерФото: Элистинский курьерЧиновники из Минкульта РК, курирующие в повседневной жизни этих самых «ресторанных» танцоров, музыкантов и певцов, говорят, к их шабашкам относятся с настороженностью и даже хмурят брови. Нет, прямого моратория в виде приказов они, конечно, пока вводить не пытаются, но и спокойно смотреть на то, как их подопечные «калымят» то там, то сям не желают. Почему минкультовскому начальству свадебные и иные «шабашки» прямых подчиненных откровенно не по душе? В первую очередь, наверное, потому, что те заколачивают деньги, причем немалые, что в какой-то степени расхолаживает и, что ни говорите, отвлекает от основной работы. Другая подоплека такова: государство тратит на артистов средства, устраивая им бесплатные репетиции, а они приобретенное за казенный счет мастерство, получается, используют в личных корыстных целях. Тот самый случай, когда считать деньги в чужих кошельках неприлично, но ужасно хочется.

У артистов, подрабатывающих вне концертной сцены, кстати, есть, свой контраргумент: вот, мол, учителя образовательных школ, помимо основной работы, вовсю практикуют репетиторство и доход имеют в разы больший, нежели танцоры и певцы. Почему же им никто плохого слова не говорит? А ведь по странному стечению обстоятельств и культуру, и образование у нас контролирует один и тот же человек. Не будем пальцем указывать.

Главный же человек в Государственном ансамбле «Ойраты» Петр Надбитов, говорят, «левые» заработки своим ойратовцам запретил строго-настрого. И даже пригрозил увольнением тем, кто его ослушается. Большинство «взяло под козырек», но, по слухам, продолжает втихаря «гастролировать» по свадьбам, и Надбитов об этом вроде бы как знает. Кстати, говоря, свое вето на внесценические выступления мэтр калмыцкого танцевального искусства мотивирует тем, что артисты Госансамбля не имеют морального права распылять свое мастерство перед столь неординарной и, даже можно сказать, специфической публикой. Серьезный аргумент. Солидный. Не прислушаться грех. 

ПОЧЕМУ НЕ ПОМОГЛИ КОЛЛЕГЕ?

Забавная коллизия: чиновники Минкульта РК, делая строгое лицо по фактам выступлений своих подчиненных на свадьбах и юбилеях, тем не менее, прибегают иногда к «военной хитрости». Просят, например, тех же «опальных» танцоров и певцов выступить на свадьбах или иных торжествах своих родных, близких или друзей, но …за умеренную плату. По-свойски, так сказать, из корпоративной солидарности. Иногда договориться удается, иногда нет, и последнее следует уже отнести к корпоративному антагонизму.

Не так давно один, скажем так, небезызвестный деятель из культурной среды республики женил своего единственного сына. Все вроде бы у него сладилось по части организации столь хлопотного мероприятия, и дело оставалось за малым – культурной программой для все тех же участников застолья. Нужно было всего-навсего попросить всех титулованных коллег из числа певцов и танцоров, мол, порадуйте многочисленных званых гостей и возьмите за свой труд по минимуму. А еще лучше сделайте это бесплатно. За еду и выпивку. Собратья все-таки по одному нелегкому артистическому хлебу. Однако намек этот, как ни странно, услышан не был: никто задаром петь и танцевать не пожелал. То ли деньги нынче заслонили собой все, что можно. То ли коллега-проситель, этот самый «небезызвестный человек из культурной среды», оказался личностью с неоднозначной репутацией - судить не берусь. Но произошел ощутимый сбой, о котором судачат по сей день.

За одно свадебное выступление артисты песенного или танцевального жанра, говорят, берут 1000-1500 рублей. Бывает, что снимают и больше – если свадьба или иное торжество по- круче. За вечер порою набегает три-четыре тысячи – сумма не бог весть какая оглушительная, но придатком к основному заработку (четыре тысячи рублей с небольшим) служит приличным. Но вот ведущие торжественных мероприятий (тамады, у которых рот не должен закрываться ни на минуту) за один раз имеют с заказчиков по шесть-семь и более тысяч рублей. За месяц, как нетрудно сосчитать, набегает немало - иные высокие чины столько не заколачивают. Самое примечательное, качество выдаваемой тамадами продукции далеко не всегда соответствует получаемым гонорарам, но это никого и нисколько не волнует. Такса, установленная однажды кем-то из артистов-шабашников, незыблема, как и такса у элистинских таксистов после полуночи.

Но не все, разумеется, наши мастера песенно-танцевального жанра участвуют в такого рода шабашках-подработках. Есть артисты со званием заслуженных, которые не выступают перед публикой, разгоряченной водкой и едой, принципиально. Из соображений этики и сохранения личной репутации. Они считают подобное свадебное пилигримство унижением и настоятельно советуют следовать их примеру молодежи. Молодежь, судя по всему, к словам корифеев при слушивается неохотно. Потому что хочет иметь деньги, много денег, что, само по себе, не противозаконно. Красиво жить ведь не запретишь.

Элистинский курьер, Александр Емгельдинов.