Главная История Описание калмыков XVIII века

Описание калмыков XVIII века

КалмыкВ 1799 году при Императорской Академии Наук в Санкт-Петербурге был издан капитальный труд «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» в 4-х частях на 998 страницах. Первоначально (автор - немецкий медик, натуралист и этнограф Йоханн Готтлиб Георги) он вышел там же в 1776-1780 годах на немецком языке. Екатерина II, высоко ценившая труды Георги, подарила ему золотую табакерку, что считалось весьма почётным, и велела издать «Описания» за счёт кабинета, но в пользу автора. Эта работа стала первым сводным этнографическим описанием России. Сведения о калмыках можно найти в начале 4-го тома в разделе «Монгольские народы». Они могут представлять чрезвычайный интерес для современных потомков степного народа.

Итак, обратимся к «Описанию» Георги.

«Монгольское колено сие называет само себя Дербен Орёт (Ойрат. – Прим. А. К.), а именно, четверо – союзных, а равно и калмыками, заимствуя название сие, вероятно, от татарского слова «халимек», т. е. народ, освободившийся, или отщепившийся; либо же от монгольских двух слов: «гол» - огонь и «аймак» - род, как бы желая сказать «Голаймак» - «огненная порода». Народ сей называют вообще «зюнгорами»: но несправедливо, потому-что название сие принадлежит одному только его колену.

Калмыки жили сперва (как то летописи их свидетельствуют) в Монгольском владении, между «Кокомором» (Кукунором. – Прим. А. К.) то есть «синем морем» и Тибетом. В следовавшие же потом времена некоторые их общества пришли на запад, через Иртыш, Урал, а, наконец, и через Волгу.

Когда Монгольское и Татарское совокупное владение было разрушено, в то время калмыки стали делиться на орды и главные их «общества народные» следующие:

Изображения калмыков в «Описании»Изображения калмыков в «Описании»1. Хошоты (хошуты. – Прим. А. К.), т. е. воины или богатыри, какое наименование получили они ещё при Чингисхане, за отличные свои храбрые подвиги. Орда сия, в которой более, нежели за двадцать лет пред сим считалось до пятидесяти тысяч человек всадников, осталось около Тибета, подвластной Китайской империи. В последней половине минувшего столетия некоторые общества перешли из оной к зюнгарам. Равным образом, в 1675 году переселились из сей орды тысяча пятьсот человек, а в 1759 году триста семей на Волгу в подданство России.

2. Зюнгоры, которые в древние времена составляли с дербетами одну орду: но два брата их разделили. Они жили прежде около озера Балхаш-Нуур, и впадающих в оное реки Чуй и Или, (почему китайцы и всю Зюнгарскую орду обыкновенно «Или» называют), так же в углу Алтайских и Алашанских гор и около верхнего Иртыша. Они могли поставить до пятидесяти тысяч всадников. Самое лучшее состояние зюнгар было между 1669 и 1746 годами. Они устрашали тогда не только прочие монгольские орды, но и самих китайцев. Восточные бухарские города и бурутты (киргизы. – Прим. А. К.) или большая Киргизская орда платили им дань. Они овладели Будалою (Лхасой. – Прим. А. К.), главным городом Далай-ламы, и распространяли набеги свои по Сибири, где с некоторых, России подвластных народов, пока россияне не прогнали их, брали дань. Калмыцкое поколение «хойт» задолго ещё до сих времён поглощено было другими, а особливо зюнгарами. Между тем орда сия часто претерпевала великое утеснение и принуждена была искать защиты у других.

По кончине хана Галдан-Церена в 1746 году, вся сия орда взволновалась, от несогласия о наследстве верховной власти. Торгауты, хошоты и дербеты отщепились. Некоторая часть орды отдалась Китаю и разделена по начальникам бухарских Китаю подвластных городов. Другая удалилась в необитаемые горы, где и ныне остаётся независима. А третья, в коей считалось более 20 тысяч, в 1758 году покорилась России. Сии зюнгары жили в соседстве с калмыками, но в 1770 году (1771-м. – Прим. А. К.) большая часть их возвратилась таки в Зюнгарию.

3. Дербеты. Поколение сие, по отделение своём перешло из восточной Зюнгарии в западную к вершине рек Ишима и Тобола. Оное подверглось большей частью Зюнгарской орде. В 1673 году перешло пять тысяч кибиток или семейств дербетовских к торгоутскому хану, кочевавшему тогда при реке Урал и покорились России. В следовавшие потом времена дербетские князья, не хотя быть подвластны торгаутам, по кончине хана Аюка в 1723 году (в 1724-м. – Прим. А. К.), удалились обще с некоторыми торгаутами к Дону и за оный. Тогда считалось их до четырнадцати тысяч кибиток или семейств. Но как Российское правительство осведомилось, что дербетский князь Лава Дондук умышляет отдаться под покровительство крымского хана, то и принудило дербетов возвратиться таки на Волгу к торгаутам. При всём том, в 1770 году (1771 – Прим. А. К.) в побеге калмыков не имели они участия, опасаясь, что бы торгауты не подвергли их своей власти. Но остались спокойно на Волге с князем своим Зенденом.

Изображения калмыков в «Описании»Изображения калмыков в «Описании»4. Торгауты. Орда сия произошла, кажется, позже, и состояла вначале своём из малого числа семей. Она, убегая от войны, пребывала в западных странах Зюнгарии, и в 1616 году покорилась России. Она кочевала при р. Эмбе и доходила до самого Урала, через которую в 1662 году в пятидесяти тысяч кибиток переправилось. С сего времени называлась она обыкновенно и Волжское и Торгаутскою ордою. Когда ногайские татары покушались распространиться от Кавказа даже за реку Урал, то хан Аюка подверг власти своей немалое их число. В 1701 году один из сыновей хановых ушёл от отца своего в Зюнгарию с пятнадцатью тысячами кибиток. Хан Дондук-Омбо, преемник Аюков, присовокупил было к сей Орде шесть тысяч трухменцев (туркменов. – Прим. А. К.) и восемь тысяч семей хундуровских татар (ногайцы-карагаши. – Прим. А. К.), но все они таки убежали. В 1761 году Убаша произведён был товарищем хану Волжской орды. Орда сия богата была скотом и деньгами, и имела токмо нужду в лучшем учреждении её Совета. К помянутому товарищу хана приезжали депутаты от всех удельных князей, которых хан сменять уже не мог, и сверх того прислан был к нему заседатель из Астраханской губернской канцелярии. Сие уменьшение ханской власти, которое впрочем, было необходимо нужно, роптание народа на недостаток паств (пастбищ. - Прим. А. К.) для многочисленных стад и предсказания их духовенства, что Орда сия принуждена будет обратиться к Христианской Вере, упражняться в земледелии, и давать рекрут (рекрутская повинность. – Прим. А.К.), возмутили оную и побудили к бегству.

Орда сия в конце 1770 и начала 1771 годов (5 января 1771-го. – Прим. А. К.), переправясь зимою через реку Урал в пятидесяти пяти до шестидесяти тысяч кибиток ушла через Киргизскую степь в Зюнгарию так, что немногие токмо догнаны и возвращены. Но некоторые аймаки и подвластные Орде татары не имели в сем побеге ни какого участия. Многие из бежавших переняты киргизцами и удержаны в плену. Сверх же того немалое их количество их погибло и от тягости поспешного в зимнее время бегства. Достигшие Зюнгарии отдались под покровительство китайцев, коих Правление, отдалив их князей, принуждает простой народ упражняться в земледелии. При том не имеют они там и удобных случаев к продаже излишнего своего скота за деньги, к чему они уже давно привыкли и закупать вместо того служащие к роскоши товары».

НЕОБХОДИМЫЙ КОМЕНТАРИЙ

Такова краткая история калмыков в изложении немецкого этнографа. Естественно, мы не увидели в ней ни одной строки, посвящённой участию наших предков в войнах России. К примеру, по просьбе царского правительства калмыки выставили в 1660 году под Азовом 10-тысячное войско, которое разбило татаро-турецкие войска. В 1665 году, также же по просьбе Российского правительства, 17-тысячное войско калмыков выступило на левобережную Украину на помощь русской армии и участвовало в боях под Белой Церковью. Не упоминается и участие калмыков в Северной войне (1700-1721 гг.) и Персидский поход Петра I (1723-1724гг.). Иного, впрочем, ожидать было трудно. Ещё не стёрлись в памяти Екатерины II воспоминания об уходе Убуши-хана с частью своих подданных в Джунгарию. В тех условиях упоминать о калмыках в позитивных тонах для автора казалось весьма рискованным. Так же напрочь отсутствует упоминание о Джунгарском ханстве и причинах его падения. Для автора этих строк весьма занятной показалась трактовка Георги этнонима «калмык» в монгольской «версии» - «голаймак» («огненная порода»). По всей вероятности, она вовсю гуляла в научных кругах того времени. Хотя сейчас мы уже знаем, что этноним «хальмг» означает «летящие вперёд».

Продолжение следует.

Источник: Источник: газета «Элистинский курьер»/Арсланг Куприн.


Читайте новости нашего портала на главной странице Яндекса

Добавить комментарий