Калмыцкие племена: Икицохуры
- 02.05.2015 18:56
В составе Ики-Цохуровского улуса, который, после смерти Аюки–хана отошёл к его младшему сыну Бокширге, было много племён. Общая численность улуса достигала примерно 3,5 тысяч кибиток, и это была внушительная административная единица Калмыцкого ханства.
Обзор калмыцких племён, входящих в состав Ики-Цохуровского улуса начнём с племени алангосудов.
АЛАНГОСУДЫ
Вне всякого сомнения, алангосуды являются представителями древнейшего ойратского племени, а этноним прямо указывает на имя прапрароди- тельницы коренных монголов Алан-Гоа у которой был муж Добун-Мерген. Этот славный предок монголов был родным братом Дува-Сохора, который был, в свою очередь, предком ойратов. Имя Алан-гоа в переводе означает «девственно-прекрасная» и в основе его лежит миф о непорочной небесной деве Алан-Гоа.
По всей видимости, автор «Сокровенного сказания монголов» этот миф использовал для того, чтобы доказать «небесное» происхождение Чингисхана и его рода «борджигин- кият». Делалось это для того, чтобы «облагородить» его происхождение и «легитимизировать» его власть над покорёнными народами. Этот миф, как доказано учёными, начал формироваться ещё в IX веке после разгрома Уйгурского каганата енисейскими киргизами в 840 году.
Как бы то ни было, в то далёкое время подобные мифы отражали этнические связи и брачные взаимодействия соседствующих монгольских племенных союзов и народностей. В конце XIX века калмыки–алангосуды на правах «арбана» вошли в состав группы «тохан–кецег» - шебинеров Кетчинер–Шебенеровского аймака Ики-Цохуровского улуса. Их тамга именовалась «джунгуру» («свастика»). К сожалению, в настоящее время, представители этого древнейшего ойратского племени автору этих строк не встречались.
ЦАТХАЛЫ
В конце XIX века калмыки-цатхалы проживали в Цатхальском аймаке Ики-Цохуровского улуса, а также в Харахусовском улусе. Небольшие группы цатхалов проживали в Харахусовском аймаке Яндыковского улуса, где они занимались в основном рыболовством. Численность цатхалов в Ики-Цохуровском улусе составляла чуть меньше четырёхсот кибиток (390 семей), в Харахусовском улусе - 140 кибиток. Из истории известно, что Владелец Харахусовского улуса нойон Асарху получил в 1771 году во владения 160 кибиток из числа задержанных по дороге в Джунгарию торгоутов–цатхалов.
По всей видимости, они раннее проживали в Ики-цохуровском улусе и поход совместно с Убуши–ханом на «родину предков» для них окончился неудачно. Сам термин «цатхал» переводится как «сытые», «довольные». Этноним «цатхал» встречался только у торгоутов. Среди дербетовских и хошеутовских племён данный этноним не встречается. Учёный Г. О. Авляев писал, что Ики-Цохуровские цатхалы подразделялись на следующие группы - «зөөцнр», «хаскуд», «һаңһанр», «көтчкəхн», «күрүнгүд», а так же «боорцкул».
ТОХАН-КЕСЕГ
Данное калмыцкое племя во второй половине XIX века влилось в состав сборного Кетчинер-Шабинеровского аймака Ики- Цохуровского улуса. Но при этом сохранило своё прежнее самоназвание, территорию и управлялось наследственными зайсангами. К примеру, в тот период во главе подразделения «тохан-кесег» стоял крупный скотовод и влиятельный владелец Ики-Цохуровского улуса зайсанг Церен Бадмаев.
Сам этноним «тохан- кесег» весьма любопытен и требует более пристального разбора. На русский язык «тоха» переводится как «локоть», а «кесег» (произносится как «кесг») означает «часть». Но чей это «локоть»? Учёный Авляев предполагал, что это «локоть зайца», т. к. у калмыков Багутовского и Багацаатановского аймаков Яндыковского улуса в то время имелись ураны «туулан тоха» - «локоть зайца».
Ещё раз вспомним, что у ойратов и их потомков–калмыков до настоящего времени сохраняются пережиточные формы древнейшей системы родства по суставам и отдельным частям тела животного-тотема: оленя, лося, коня, зайца и т. д. Вспомним также, что в прошлом у ойратов и калмыков бытовал культ зайца как предка-тотема и связанные с ним различные запреты и обычаи. Например, нельзя было убивать этих животных и есть их мясо.
Среди донских калмыков-бузавов, проживающих в станице Кутейниковской (көвүдə əəмг) имелась особая родо– племенная группа «туула–бө» («заяц-шаман»), к которой принадлежал известный историк К. П. Шовунов. Во Втором Ики-Тугтуновском аймаке Большедербетовского улуса имелся целый арбан, который так и назывался – «тууланкин». В 1869 году в Ики-Цохуровском улусе калмыков из племени «тохан-кесег» числилось 157 кибиток. Часть калмыков, этого племени проживали в Багацохуровском и Долбанском аймаках, но сколько их было в количественном плане, к сожалению, не известно. Тамга калмыков «тохан-кесигов» именуется «джунгуру» («свастика»). Бурхан-хранитель (сəкүсн) у этого племени не один, а целых четыре: Бурхан-Багши (Будда), Махакала, Гонгор (покровитель Монголии), Дамбир. И наконец, их уран назывался «даагай» (конь – двухлетка).
ШАРАД
Калмыков этого рода, проживавших в XIX веке только в Хошудском аймаке Ики-Цохуровского улуса, часто путают с «шеретами» - калмыками–дербетами, принявшими ислам, но сохранившимися в Малодербетовском (Северный аймак) и Большедербетовском (Шерет-Тарачинеровский аймак) улусах. В настоящее время большинство исследователей склоняются к версии, что шарады являются бурятским компонентом в составе калмыков–торгоутов. В качестве доказательства взят факт, что среди родов бурятского племени «хорин» имеется аналогичный этноним.
Кстати, в основе этого этнонима лежит слово «шар» (жёлтый, рыжий). Но кто это был «рыжий» тотем – человек или животное, к сожалению, неизвестно. В старину калмыков-шарадов было много. Так, среди донских калмыков они проживали в 10-ти станицах, кроме Батлаевской, Кутейниковской и Эркетеневской. Существовала даже поговорка: «Шарад уга – отг уга, шарлҗн уга – өвсн уга», что переводится как «без шарадов нет рода, без бурьяна нет сена».
ЯРГАЧИН
Калмыки-яргачины проживали в Яргачин-Эркетеновском аймаке Ики-Цохуровского улуса. После событий 1771 года, по указанию астраханского губернатора Бекетова, этот аймак выделился из состава Эркетеновского улуса и влился в Ики-Цохуровский улус - вместо тех калмыков, что ушли с Убуши-ханом в Джунгарию.
В основе этнонима «яргачин» лежит древнемонгольское слово «яргучи», означающий «судья». Древнемонгольское слово «ярг» - означает «суд» (по калмыцки «зарҺ»). От этого слова произошла русская фамилия Ярыгин.
В конце XIX века численность калмыков Яргачин-Эркетеновского аймака достигала 456 кибиток. Причём население аймака дробилось на следующие анги: гучад, тəвəд и баргас. А те, в свою очередь, распадались на ещё более мелкие арбаны. Обратим внимание на то, что в основе названия родо-племенных групп лежат числительные: «һучн – тридцать», «тəвн – пятьдесят».
Интересно, что родоплеменная группа «гучид» присутствует в составе 11 родов хоринских бурят. Этноним «баргас» также является разновидностью термина «баргуд» и связан с мифом о Баргу-батыре и его трёх сыновьях – Бурядае, Хоридае и Оледае. Таким образом, с большой долей вероятности группы калмыков «гучад» и «баргас» можно причислить к бурятским элементам, попавшим к ойратам-торгутам ещё до появления последних в низовьях Волги.
Большинство бурятских и калмыцких исследователей склоняются к версии, что с 13-го по 16-й век хори-туматы и баргуты (багуты) оказались среди ойратских племён средневековой Джунгарии, ассимилировались в составе ойратов–торгоутов, а позже были увлечены на Волгу. Тамга калмыков-яргачинов называлась «турун-тамҺ» (тамгакопыто).
БОМАДНУТЫ
В древних китайских летописях описывается таинственная страна Алагчин, находившаяся в Прибайкалье. В ней разводили пегих лошадей. Китайское слова «бо-ма» означает «пегая лошадь». На монгольском языке «пегая лошадь» звучит как «алаг-ат». Таким образом, в основе этнонима лежит китайское название «бо-ма». Окалмыченный этноним «бомаднуты» зафиксирован в этническом составе Бага-Цохуровского улуса, а так же Яргачин–Эркетеновском аймаке Ики-Цохуровского улуса. Часть Яргачин-эркетенов переселилась в Яндыковский улус, где в Долбанском аймаке имелся хотон «яргачин-Эркетен». Сякюсеном данного племе- ни являлся «Газр-Усын Цаган Авга» («Священный Авга земли и вод»). Улусный бурхан назывался – «Ээджи Авгвтаган».
Источник: газета Элистинский курьер/Арсланг Куприн.