Главная Новости Отношение молодежи Калмыкии к обрядовой культуре

Отношение молодежи Калмыкии к обрядовой культуре

Отношение молодежи Калмыкии к обрядовой культуреТретий год отдел социально-политических и экологических исследований КИГИ РАН выполняет проект «Современная молодежь и традиционная культура (на примере Калмыкии)», который финансируется в рамках программы фундаментальных исследований президиума РАН «Традиции и инновации в истории и культуре»

В предлагаемой статье, выполненной в рамках указанной программы, рассмотрим отдельные результаты анкетного опроса, проведенного КИГИ РАН в 2012 году. Они позволяют определить отношение молодежи к традициям и обычаям. Опрошено 652 человека, в большинстве своем до 30 лет. Из них женщин - 55,8%, мужчин - 44,2%.

На вопрос «Нужны ли современной молодежи обряды и традиции народа?» большинство опрашиваемых (78,2%) ответили, что нужны. Эта позиция в большей степени свойственна сельской молодежи (47%), чем городской (33,8%); респондентам-калмыкам (42,8%).

40% респондентов считают, что молодежь должна усвоить обряды и традиции и передать их детям. Более всего этого мнения придерживаются молодые женщины (45,6%). Это вполне понятно, т.к. именно они являются основными трансляторами знаний этнической культуры.

Пятая часть имеет иное мнение по этому поводу (21,8% суммированный ответ по трем отрицательным вариантам), молодежь может обойтись без знаний народных обрядов и традиций. Из них 8,6% респондентов считают, что жизнь кардинально изменилась, эта позиция более всего характерна респондентам-мужчинам (12,6%) и респондентам-русским (12,7%).

6% отмечают, что нужно создавать новые традиции, отвечающие требованиям современности. А 7,2% опрошенных не смогли дать однозначный ответ.

На вопрос «Если вы считаете, что традиции и обряды нужны, то укажите главную причину», половина опрошенных (50,2%) ответила, что знания и мудрость предков, выраженные в обрядах и традициях, не позволяют народу исчезнуть. 31,4% придерживается мнения, что молодежь, знающая традиции своего народа, чувствует себя его частью. 7% респондентов отметили, что обряды красивы, они доставляют удовольствие наблюдать за ними, принимать в них участие. 6,7% опрошенных заметили, что традиции широко распространены среди молодежи моего народа, значит, и я должен их знать.

Один из вопросов анкеты определял, какие факторы повлияли на приобщение молодых людей к традициям и обычаям народа, степень их влияния. Полученные данные позволяют выстроить своеобразную иерархию факторов, различающихся по силе влияния на этническую социализацию молодых людей. Наиболее сильное влияние на этот процесс оказывают родители (65,6%). Далее по убывающей следуют фактор «Я сам» (45,4%), школа (25,3%), друзья (19%), СМИ, Интернет (12,3%), вуз, ссуз (9,5%).

Рассмотрим три основных фактора, оказывающих наибольшее влияние на процесс этнической социализации молодых людей. Роль родителей на приобщение к традициям и обычаям народа опрашиваемые оценивают следующим образом: сильное влияние 65,6%, слабое 23%. По мнению 6,9% респондентов родители никак не повлияли на их приобщение к традициям и обычаям народа. Фактор «Я сам» имеет сильное влияние для 45,4% опрошенных, на 38,7% слабое. Собственное желание, стремление приобщиться к этнической культуре не было сформировано у 8,7%. Влияние школы на этническую социализацию опрашиваемые оценивают как сильное 25,3%, слабое 44,6%. По мнению 21,9% респондентов школа не оказала никакого влияния на их приобщение к традициям и обычаям народа.

Особую роль в личностном развитии человека играют обряды. Кроме внешней, у любого обряда есть внутренняя сторона, направленная на развитие физических, психических и интеллектуальных способностей. Одна из главных функций любого обряда - обеспечивать трансляцию знаний. Один из вопросов анкетирования выяснял степень знакомства молодых людей с обрядовой культурой народа. Из всех рассматриваемых обрядов - свадебные, религиозные, праздничные, похоронные, родильные - опрашиваемые более всего знакомы со свадебными обрядами. Более половины респондентов (56,3%) имеют представление о них, 13,2% знают, как их проводить, 20,4% умеют организовать эти обряды, т.к. сами участвовали, 7,5% респондентов ничего не знают о них. Далее степень знакомства с другими обрядами уменьшается, увеличивается количество тех, кто ничего не знает о них. Респонденты оценили низко знание родильных обрядов, 43,6% указали, что ничего не знают об обрядах, связанных с рождением детей. Это вполне объяснимо, наши опрашиваемые еще не обзавелись своими детьми, когда этот момент наступит, они обязательно обратятся к источникам, чтобы пополнить свои обрядовые практики.

Итак, наш анализ показал, что обрядовая культура, являясь одним из основных показателей этничности, не проявляет тенденции к ослаблению и тем более к исчезновению в молодежной среде республики. Доказательством этих выводов служит то, что в республике идет процесс конструирования и внедрения в структуру этнической культуры новых, нестандартных идей, инициатором многих из которых является молодежь. Возможно, это явится в перспективе значимым способом функционирования этничности.

Источник: газета «Хальмг Унн»/Людмила Намруева, заведующая отделом социально-политических, экологических исследований КИГИ РАН.

Калмыцкие традиции и обычаиНовости Калмыкии.



Добавить комментарий