Родовое древо
- 16.08.2010 15:52
Очень большое значение придают калмыки родственным связям. Как правило, каждый человек должен знать свою родословную, и в первую очередь по отцовской линии. Счастливым считается тот, кто досконально знает свою родословную, хотя бы до седьмого колена: сын-отец-дедушка-отец дедушки...пра-прапрапрадед.
Нынешние молодые люди далеко не все столь глубоко знают свою родословную. Одна из причин такого явления и, на мой взгляд, основная - репрессия калмыцкого народа. Многие в том трудном и страшном пути по дороге в Сибирь потеряли родителей, детей, не говоря уж о родственниках. Спустя тринадцать лет доброе имя народа было восстановлено, однако многое из утраченного трудно вернуть. В поисках своих корней сегодня молодежь привлекает себе в помощь архивные документы. И это замечательно. А я хочу напомнить сегодня некоторые забытые ныне звания родственников. Отца (эцкян) и мать (экян) в семье называют бааджа и баава, свекра и свекровь должны называть хадм эцк и хадм эк. Брата отца - авh, сестру отца - гага, а племянники могут обращаться к ним, называя дядя и джааджа. Внука по линии отца калмыки называли: ач, правнука - джич, праправнука - жиликя. Дети, рожденные от братьев, назывались: уй ах (двоюродный брат), уй экч (двоюродная сестра). Дети братьев между собой - уйнр, а дети сестер - белнр. Деда по матери следует называть - нахц аава, бабушка по матери - нахц ээдж, сестра матери - нахц экч. Родственники по матери называются нахцнр. Жены старшего и младшего братьев - ик аака, бичкн аака, между собой они -базнр, в то время как мужья сестер между собой - баджай. Муж старшей сестры - кюргн ах, а младший брат мужа - кевюн дю, золовка - кююкн дю.
Первенца в семье называют уугн (мальчик - уугн кевюн, девочка - уугн кююкн), последний ребенок - отхн (отхн кевюн, отхн кююкн).
Первые четыре колена в роду считались близкими родственниками (элгн-садн), остальные относились к далеким родственникам (хол терл).
Молодая жена, переступив порог дома, где живут родители мужа, становилась членом новой семьи, ее нарекали новым именем и знакомили с родословной мужниной семьи. Таким образом она обретала новую семью. Когда выходила замуж ее младшая сестра, она не имела права провожать невесту в день свадьбы, чтобы не отнять половину счастья у сестренки. Ну, а после свадьбы ей можно навестить младшую сестру в ее новом доме, это не считается грехом. Во время свершения молитвы, в разговорах дома родители часто вспоминали своих родственников до седьмого колена, называя их по именам. Делалось это для того, чтобы подрастающее поколение хорошо запомнило, кто, кому, кем приходится. Родственники по крови селились кланами и образовывали, как правило, отдельный хотон, назывались эти хотоны по имени родоначальника клана: если родоначальник носил имя Санджи, то и хотон назывался Санджикины; если Манджи, то Манджикины: если Дорджи, то Дорджикины и т. д.
Очень важно, чтобы молодые знали свою родословную, старики учили молодых: «Ты не изгой, перекати-поле, у тебя есть предки, перед которыми ты в ответе за себя, за своих потомков. Ты всего лишь звено в цепи, и от тебя зависит, чтобы это звено не прерывалось».