Главная Статьи Культура Как пели и плясали и сокровище нашли

Как пели и плясали и сокровище нашли

Ансамбль «Тюльпан»Ансамбль «Тюльпан». Фото: vk.com/club14768142В первомайские праздники жители Элисты и гости были избалованы концертами, конкурсами и вечерами памяти. Мои знакомые уставали ходить в концертный зал, и в иные дни, махнув рукой, уезжали на шашлыки, в гости, на дачу.

И В МАЕ РАСЦВЕЛ «ТЮЛЬПАН»

Эдуард Бурлаков и Татьяна Бузылева – их концерт, своеобразный симбиоз двух степных кочевых культур – калмыцкой и цыганской был бесподобен. Это было выступление двух профессионалов в сопровождении таких же блестящих профессионалов из Национального оркестра Калмыкии. Чарующие, академически поставленные голоса двух выпускников Гнесинки одинаково выводили калмыцкие народные песни, русские, цыганские романсы. Много лет работавший министром культуры республики Николай Санджиев пошутил со сцены: «Эдуарда мы направили в Гнесинку, он уехал один, а приехали вдвоем (с женой Татьяной), а бывало, что посланцы республики не возвращались».

Назавтра я уже сидел и наслаждался концертом «Тюльпана». В преддверии Дня Победы наш знаменитый ансамбль песни и танца приготовил номера на военную тематику.

Сюита «Ехал я из Берлина» открывала саму праздничную программу. «Тюльпановцы» очень точно передали атмосферу тех праздничных дней. В щегольской новенькой солдатской форме, добытой из армейских складов, самозабвенно танцевали на площадях и улицах под гармошку победители – молодые ребята, красивые девчата в гимнастерках, юбках защитного цвета, в хромовых сапожках. Те, кто дожил до майских дней. Постановка была великолепной, если б не калмыцкие лица, я подумал бы, что действо происходит при участии Краснознаменного ансамбля Советской (теперь Российской армии) имени А.В . Александрова. И еще я взгрустнул, подумав : как мало калмыцких лиц было в мае 1945 года в Берлине. Многие, отважные степные воины сгинули в лагерях ГУЛАГА, так и не увидев победную весну.

Шедевральная вещь «Тюльпана» - «Танец воинов 1812 года». Я всегда с волнением ожидаю этот танец, которого нет ни у одного народа. Синяя форма солдат Русской армии, красные лампасы, калмыцкий головной убор с красной кисточкой, блестящие шашки и вынесенное боевое знамя полка с грозным покровителем войны «Дайчин Тенгри». Короткая молитва перед знаменем, и дальше захватывающий танец воинов, идущих на смерть ради России, за которую «рубились с длинноносыми французами». Этому почти ритуальному танцу 23 года. И мы не устаем любоваться им до сих пор.

Танец «Марhан» - шуточный спор табунщиков навеян, вероятно, фольклорными мотивами. Молодые табунщики, с арканами носятся по степи, показывая другу другу свою удаль, забыв о главном – пасти и стеречь табун. Наконец один замечает, что лошадей нет, и вот шутники заполошно несутся искать потерянный табун. И все действо проходит в бешеном переплясе, номер смотришь на одном дыхании.

Когда объявили «Ойратский танец», я подумал, что будет что-то медленное, плавное, как у наших собратьев-монголов. Но я ошибся: девушки - «ойратки» задали высокий темп и «зажигали» так, как и волжские калмыки. Хотя музыкальное сопровождение – это рассыпающаяся барабанная дробь и звуки флейты были не очень привычны для калмыцкого уха.

В общем, талантливый постановщик танцев Валерий Мацаков, находится в поиске, экспериментирует и у него все получается, на мой не слишком взыскательный взгляд.

Песня «Цецкярич Хальмг минь» - «Расцветай моя Калмыкия» - очень мажорная, с элементами благопожелания родной земле, и танец «Праздник в хотоне» органично вписались в старую золотую страницу «Тюльпана» с «Ишкимдыком » и другими раритетными вещами.

«Зяяснгя би» - танец мужчин из богатого сословия – горделивых людей, с плетью в руках, в роскошных бешметах. Что ж, они умеют веселиться и красиво жить. Это не запретишь, как говорится.

Запомнились наигрыши калмыцких мелодий на лимбе Баира Шавханова, ятхистов, спевших наигрывая себе на этом древнейшем инструменте, старинные калмыцкие песни «Мухтин» и «Бичкн богшурhас».

Татьяна Чиктеева спела любимый всеми, ставший хитом, песню «Цаг селгята» и неожиданно, очень проникновенно, «по-шульженковски» - «Синий платочек».

И в конце «Тюльпан» приготовил « Чичирдык», которого ждал весь переполненный зал ГКЗ. И стены видавшего виды дворца задрожали от знаменитого калмыцкого танца.

25 мая «Тюльпан» будет выступать в этом же зале. И по поводу и очень значительному. 100 лет исполняется Эрдниеву Боти Дорджи-Гаряевичу, выдающемуся исполнителю калмыцких танцев. Он танцевал с 1937 года, еще в первом составе «Тюльпана». Человек, который показывал Игорю Моисееву, как танцуют калмыки. Это отец Валерия Эрдниева. В прославленном коллективе танцует внук Боти Дорджи-Гаряевича – Виталий. Вот такая есть династия танцоров в Калмыкии. А 10 мая наш ансамбль вылетает в Турцию на фестиваль тюркоязычных народов в Стамбул.

В этом творческом коллективе работают люди, которые любят свое дело, они настоящие фанаты, не побоюсь этого слова. Они работают на сцене за 7-8 тысяч рублей? А ведь это, пусть звучит пафосно, наше национальное достояние. Пока будут петь, и танцевать артисты этого коллектива, будет жива наша культура. В их песнях и танцах звенит и пляшет душа нашего народа.

Новое руководство республики, по словам Валерия Эрдниева, с пониманием относится к проблемам старейшего творческого коллектива Калмыкии. Обещан новый автобус для гастрольных поездок, повысят заработную плату. Небольшое внимание и помощь им так необходимы. Я видел, какие статные парни и девушки пришли в танцевальную труппу. Буквально по-одному, «поштучно» их находили и приглашали в ансамбль. По-хорошему сюда должен быть конкурс, лучшие и талантливые, пройдя через сито отбора, должны представлять наш народ на концертных площадках страны и мира. Лучшие. Пока об этом мы можем мечтать.

И еще хотел сказать об одном участнике праздничных концертов. О зрителе. Наш благодарный и, может быть, не очень состоятельный, но культурный и любящий родное искусство, зритель. Я не раз смотрел по сторонам и видел одухотворенные лица зем -ляков и по тому, как живо откликается он на танец, песню аплодисментами, понимал, что есть единение зала и сцены. Как же это здорово!

«СОКРОВИЩЕ КАЛМЫКИИ» – ЧУДО-КОСА

И еще об одном мероприятии я должен рассказать. Это конкурс красоты. Назван он претенциозно «Республиканский конкурс красоты «Сокровище Калмыкии». На мой взгляд, нарекли не слишком удачно, можно было что-то лучше придумать. Однако, по содержанию, я считаю верно. Наши женщины являются сокровищем, так как они рожают детей и продолжают род. Нас, если речь вести, о калмыках, становится меньше и каждая женщина, вышедшая на сторону замуж, потеряна для нашего народа. Только не сочтите это за национализм или что-то в этом роде. В этом контексте женщины важнее мужчин, в плане скажем функциональном. В Монголии, например, скоро запретят женщинам выходить замуж за пределы страны. Национальное достояние, я второй раз произнес это слово, каюсь. Может и национальное спасение или спасение нации. Мужчины, получается вторичный продукт, по значимости, некий расходный материал. (Шучу, хотя в каждой шутке есть доля шутки).

Итак, о наших сокровищах. Есть калмыцкое слово «Уурхан санг» - кладовая сокровищ, несметных богатств. Народ верил, что под землей сокровища есть. Итак, в прошлое воскресенье в Элисте искали свое «сокровище».

Сразу скажу, что все претендентки на корону красавицы были красивы и очаровательны. Девушки произносили приветствия на калмыцком языке, выучено и с заметным, милым акцентом. Затем отвечали на вопросы ведущего, который, кстати, был в меру находчив и остроумен. Отвечали девушки не теряясь, ясно, готовились. Ответы были стандартны, и очень хотелось верить, что именно так они думают жить. Вот на этом месте ставлю смайлик.

«Хочу реализовать себя, как мать, как жена», «Я активный жизнерадостный человек, очень люблю свою родину – Калмыкию», «хочу построить свой бизнес». «Самая главная для меня ценность – семья», «Для меня важно иметь большую и крепкую семью», «главное для меня – улыбка на лице моих родителей», «для меня мой кумир – дедушка», «да, женская дружба существует, и мои подруги не разочаровали меня».

Затем был конкурс вечерних платьев, оригинальным был, на мой взгляд, выход в испанском наряде. Наши, в основном, брюнетки смотрелись как истинные каталонки или кастильянки. Одним словом, калмыцкие сеньориты.

Все мужчины в зале ожидали появления девушек в купальниках, и они появились, и весьма оригинальным способом сбросив накидки, продемонстрировали стройные фигуры. Ненадолго застыли они, нетерпеливо заперебирали стройными ногами, миг и очаровательные белозубые улыбки, и поворот, показ со спины, прошу прощения, опять смайлик. Пару дефиле подиумным шагом по сцене, и красавицы удалились, заставив тихо вздохнуть мужскую половину зала.

Вообще номинация с выходом в купальниках была очень благопристойной и без всяких вызывающих излишеств. Девушки демонстрировали свои красоты со скромным достоинством, и это еще больше их красило. Что-то среднее между Европой и Азией. В общем, евразийки.

Я не буду рассказывать про всех участников конкурса красоты, и про жюри и спонсоров. Спонсоры дарили украшения девушкам, подарки, призы, даже телевизор ЖК. Все девушки красивы, но жюри должно выбрать самое дорогое «сокровище» Калмыкии.

Интернет-голосование, или «народным выбором» красавицей определили Валерию Богданову, Джиргал Горяева стала 2 вице-мисс, 1- й вице мисс стала Кристина Босхомджиева. А первое место и корона победительницы конкурса достались студентке КГУ Баире Улюмджиевой, стройной, красивой девушке с роскошной косой.

P.S. В зале в качестве зрителей  сидело немало красивых девушек, которые могли запросто посоперничать с нынешними конкурсантками. Однако, они предпочли подиуму кресло зрителя. Многие из них трезво смотрят на жизнь, ведь очень немногим светит крупное модельное агентство  и фото на обложках глянцевых журналов. Тогда к чему стараться и карабкаться на подиум? Выбирают учёбу здесь все-таки шансов добиться чего -то в жизни больше. Потом красота – категория не вечная, а женщины – народ умный и знают, что такое make up и как провести мужчин. На этом месте я ставлю третий смайлик.

Источник: газета «Элистинский курьер»/Менке Конеев.