Главная Статьи Обзор Экс-футболист «Уралана» – о Калмыкии: «Выглянул в окно самолета и обомлел: «Куда я лечу? Что это вообще?»

Экс-футболист «Уралана» – о Калмыкии: «Выглянул в окно самолета и обомлел: «Куда я лечу? Что это вообще?»

Бывший футболист сборной России, а ныне — тренер «Рубина» Олег Кузьмин поделился воспоминаниями о жизни в Республике Калмыкия.

Кузьмин выступал за элистинский «Уралан» в 2004 году.

— Когда согласились на «Уралан», понимали, что вас ждет?

— Понял это только по прилете в Калмыкию. Пристегнул по просьбе пилота ремень, выглянул в окно и обомлел: «А где город?» Там была голая степь. Тут и задумался: «Куда я лечу? Что это вообще?» Элиста оказалась городом на 10 км. В одном конце — «Сити Чесс», в другом — стадион. Этот путь я проделывал ежедневно. А посередине — рынок, где продавалось все, от одежды до еды.

— Еще и жара, летом до 50 градусов. Привыкли к ней?

— Ну как к такому привыкнешь? Не мог пойти в кафе — думал, что сгорю. В спальне не было кондиционера, и у меня всегда была наполнена ванна холодной воды. В три ночи просыпаешься и ложишься в нее. Либо мочишь простынь, выжимаешь и укрываешься.

— В 2004-м «Уралан» обеднел настолько, что играл неполным составом.

— О да, вдевятером, по схеме 4-4-0. Величайшие матчи. Верхняя четверка — калмыки, один из них — вратарь Шургчиев. Незабываемо. В Брянске получили 0:6 — под стоячую овацию трибун. Не каждая команда бы это выдержала. Так это ладно — так же вдевятером мы обыграли Нальчик. Огромное достижение, бились как львы. Да и с «Динамо» Махачкала на Кубок закончили в основное время 1:1, проиграв лишь в дополнительное.

— В матче Первой лиги с «Анжи» вы вели 5:1, а закончили 5:5.
— Феерия. За 25 минут до конца мы вели 5:1, не дав сопернику ни шанса. Но потом упустили победу, на стандартах тогда было модно защищаться персонально. Мы же перешли на зонную опеку. Три из четырех пропущенных в последние 25 минут — как раз со стандартов. Но ничья — еще ладно, могли бы и проиграть.

— Какой уровень показывали ваши калмыки?
— Все они играли не так много. Один из них провел 90 минут на поле впервые в жизни, а при «минус два» в составе у него сводило ноги. Каждую минуту падал, вынуждал судью прерывать матч. В итоге к нему стали подходить уже не соперники, а свои: «Слышь, ты лучше уйди и дай нам ввосьмером доиграть. Так поскорее закончим».

И в следующем моменте, чтобы не останавливать матч, он вытягивается в струнку и боком выкатывается за бровку. Даже соперники за этим наблюдали — ну а смеялся весь стадион. Впечатляюще.

— Веретенников вспоминал, как «Уралан» до последнего ждал вашего приезда в аэропорт, чтобы в Читу полетело 11 человек.
— Между турами, кстати, мы тогда не тренировались — собирались только на игры. Сижу дома в Москве. Из «Внукова-3» звонит Веретенников: «Ну что, приедешь?» — «Ладно бы в Элисту лететь, а тут семь часов до Читы! Лучше дома останусь». Меня уговорили.

— На тренировку «Уралана» перед выездной игрой с «Химками» явились семь человек. Выходит, минимально допустимый состав не набирался. Как выкрутились?
— К самому матчу подъехали все москвичи: Аджинджал, Оспешинский. Начать тут надо издалека. Парой туров ранее играли в Томске. По дороге назад — вечером воскресенья — сели в Омске. Пилот объявляет: «Денег на заправку нет. Звоните руководству или делайте что хотите». А нам-то что делать? Тем временем «Химки» летят из Владивостока. Директор Шишлов договорился — «Химки» нас дозаправили, и мы добрались до Элисты.

И вот мы едем к «Химкам», которые ставят задачу выйти в Премьер-лигу. И побеждаем их! Тренер химчан Шевчук ругался: «И зачем мы этому «Уралану» с заправкой помогли? Сидели бы себе в Сибири и до нас даже не доехали бы!» Это был наш последний матч в полном составе.

— Какие еще выезды памятны?
— В Калининград — там мы на игру вообще не вышли. Погоняли в футбольчик 4 на 4 на предыгровой. Тренер — калмык Богданов, назначенный вместо Слуцкого — сказал: «Сейчас «Балтика» приедет. Давайте, быстро уходим — чтобы не видели, что нас тут восемь». И вот полный стадион в Калининграде, хозяева выходят на разминку. А мы в отеле и не собираемся на игру.

— Вы рассказывали, что проходили в «Уралане» тренировки, с которыми не сталкивались нигде в России. Это у Слуцкого?
— Нет, у Дзодзуашвили, руководившем нами в 2002-м. Тренировались мы тогда круглосуточно. Помощник подходил к нему: «Михалыч, солнце садится, пора ужинать». И он такой: «Да? Ну ладно, пошли». По 45 минут уходило на квадрат. В другой раз начинали занятие с двусторонки. А на одной из установок пословицей объяснял, как заманивать соперника на свою половину, чтобы затем выбежать вперед: «Гуси-гуси, га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!»

— Слуцкий говорил, что после «Уралана» вы были никому не нужны. Команду вам тогда искал молодой агент Павел Андреев. Почему не нашел?
— Предложил «Томь» и «Луч», который возглавлял Павлов. Но я отказался: «Во-первых, Сибирь и Владивосток далеко. Во-вторых, уедешь туда — и про тебя забудут. Буду ждать в Москве». В итоге агент пропал, даже на звонки не отвечал.

— Тут появился Слуцкий?
— Позвал в дубль «Москвы». Я отказался: «Дубля мне в «Спартаке» хватило. Играть за вас могу, но тренироваться хочу с основой». Слуцкий этого обеспечить не мог — зато Белоус заверил, что договорился. Но потом выяснилось, что взяли меня без ведома главного тренера Петракова. На первой тренировке он меня спросил: «Что ты там в своей Калмыкии делал?» Ответил, что играл вдевятером.

Источник: Sport24.