Высокого звания достоин
- 07.05.2013 23:34
В рамках празднования Дня Победы и 70-летия депортации калмыцкого народа 6 мая в Государственном концертном зале РК состоялся вечер памяти Героя Советского Союза, гвардии лейтенанта Бемби Хечеева, трагически погибшего в годы высылки в Алтайском крае.
ГЕРОЙ И ПОДВИГ
25 мая 1945 года на рабочем столе инспектора кавалерии 1-го Белорусского фронта генерал-майора Ильина появился наградной лист гвардии лейтенанта Хечеева. Последние записи в нём гласили: «5 февраля 1945 года под деревней Доберлаге товарищ Хечеев был контратакован противником силою до двух взводов. Быстро развернув свой взвод на выгодном рубеже, тов. Хечеев огнём из всех средств взвода уничтожил 39 солдат противника, захватил в плен 7 солдат и 4 пулемёта и тем самым не допустил внезапный налёт на колонну эскадрона.
30 апреля 1945 года при форсировании канала Хафаллендишер-Гроссерхаунт тов. Хечеев со своим сабельным взводом первым форсировал канал и, закрепившись на том берегу, обеспечил переправу основных сил полка, отбивая яростные контратаки против- ника, стремящегося удержать сильно укреплённый опорный пункт Бредиково.
В ходе дальнейшего наступления за овладение деревней Бредиково тов. Хечеев во главе своего взвода бесстрашно выдвинулся к траншеям противника и личным примером поднял бойцов в стремительную атаку и первым ворвался в населённый пункт. Тем самым сумел захватить опорный пункт врага, прикрывающий подступы к г. Фризак.
В ходе этих боёв взвод тов. Хечеева уничтожил до 60 солдат и офицеров, подавил 10 огневых точек и взял в плен 13 солдат и офицеров противника».
Дочитав заключительные строки описания подвига, генерал Ильин подумал минуту-другую и решительно написал: «Достоин присвоения звания Героя Советского Союза».
Но лишь 15 мая 1946 года Президиум Верховного Совета СССР за подписью председателя Н. Шверника и секретаря А. Горкина присвоил Хечееву высокое звание с формулировкой «За геройский подвиг, проявленный при выполнении боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками». И без малого год после Победы Хечеев продолжал находиться в Германии в военной форме воина-освободителя.
НОМЕР 2877
Сын Героя Валерий Хечеев показал мне отцовскую Звезду - 22 грамма золота, на самом деле бесценную. «Вживую» я видел её впервые. Слегка поцарапанную, но нисколько не поблекшую. Её порядковый номер 2877, а всего за годы Великой Отечественной, как известно, такого звания удостоились 11657 человек.
Рядом, на бархатной подушке, прикреплены медали матери, Мацак Колжеевны. Одну из них – «За доблестный труд» с барельефом Сталина и ему принадлежащими словами «Наше дело правое, мы победим» - она получила через 20 лет после войны. За рытьё противотанковых рвов, помогших Сталинграду выстоять. Почему награда нашла героя лишь в 60-е годы? Потому, очевидно, что по горячим следам, как в фильме «Горячий снег», это сделать не успели, а в конце 43-го калмыков сослали в Сибирь.
О депортации, кстати, фронтовик Хечеев, как и многие другие его земляки, воевавшие с фашистами, узнал не сразу. Долго писал на родину, в Сталинградскую область, но ответа не получал. И, что досадно, сами его письма с пометкой «Адресат выбыл» не приходили. Помучившись, Бембе написал довоенным соседям Мельниковым. И узнал от них, что всю его родню, как и всех калмыков, проживавших в Зётах, куда-то увезли. Предположительно – в Сибирь.
Почти год Хечеев писал туда. И, наконец, следы родных обнаружились. С Сибирью, кстати, связан другой, послевоенный, но весьма занятный случай. Сослуживец из Ростовской области, помогавший Бембе во время пауз между боями делать запросы, долгое время потом искал его самого. И строчил письма на сибирский адрес (надо же, сохранил его!), но тщетно – калмыки к тому времени уже вернулись на родину. Так и не найдя командира, обратился в Элисту, и Хечеева вскоре нашли. Не самого его, к сожалению, а членов семьи. Герой не дожил до возвращения на родную землю каких-то три года…
НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
О трагической гибели Хечеева в Сибири говорили всякое. Наиболее упоминаемая версия: незнакомые люди из числа коренных жителей из хулиганских побуждений столкнули его из кузова грузовика, и Герой, презиравший на войне смерть, погиб. Произошло это якобы в 1954 году.
Сын Хечеева Валерий Бембеевич в разговоре со мной этой темы поначалу сторонился. Но потом в предельно лаконичной форме сказал: «Когда отец работал управляющим Заготконторы, из соседнего села приехали лесорубы. И он поехал с ними, чтобы показать участок тайги для вырубки. На бортовой машине, на ней и возвращались вечером обратно. И в пути следования встретили мужчину-односельчанина. Он шёл с маленьким мальчиком из больницы. Ребёнок прихрамывал, и не взять путников было бы грехом: мальчика пристроили к отцу в кабину, а его отца – в кузов. Тронулись дальше. И вот тут мальчик начал капризничать, требовать, чтобы его отец находился рядом. Мой отец сжалился и перебрался в кузов. На одном из поворотов грузовик резко накренился, и отец (ехали, стоя) вместе с ним. Всё получилось неожиданно. Пока то да сё, отец, потеряв ориентир, несколько раз ударился головой о борт и колесо и получил травмы, несовместимые с жизнью. Скончался в больнице в возрасте 37 лет. Несчастный случай, но никак не чей-то преступный умысел».
Молва приписывает Хечееву и другой случай. Очень волнующий и имевший якобы место в сельском клубе, куда он пришёл, как и вся молодёжь, на праздник. Это вроде как не очень понравилось всё тем же местным жителям и они не пускали Бембю внутрь клуба. Дошло даже до лёгкой потасовки, в разгар которой у него распахнулась телогрейка и на гимнастёрке блеснула Звезда Героя. Все были в шоке. В культзаведение Хечеева всё же пустили, но наутро проинформировали «кого надо»: а не фальшивый ли Герой этот калмык?
ПОД ПОЛУШУБКОМ ЗВЕЗДА
Валерий Бембеевич и этот слух считает вымышленным и приводит в пример то, что имело место на самом деле. Без прикрас и с упоминанием конкретных имён: «Супруга нашего известного хирурга Марка Бачаева Тамара Васильевна рассказала мне следующее: «Ваш отец учился в Новосибирске и всегда встречался с нами, отбывавшими там депортацию. Во время одной из таких встреч к нам подошёл милиционер. Мол, почему собрались, расходитесь немедленно. И обратил внимание на Хечеева, видимо, разглядел в нём организатора сходки. Потребовал показать документы, задал много неприятных вопросов. Так вот Бембя документы показывать не стал, а лишь распахнул, как можно шире, полушубок. Увидев Звезду Героя, страж порядка оторопел, быстренько отдал честь и исчез. А мы, земляки вашего отца, разволновались так, что начали шуметь ещё сильнее! Радовались, что вернулся с войны наш калмык-Герой и защитил от нападок таких вот бестолковых слуг власти. Надзиравших за нами долгих 13 лет и унижавших целый народ, который, несмотря на это, не сломался и никогда не сломается».
Со слов Валерия Бембеевича, о войне отец говорил мало. Потому что, наверное, был степняком, а степь всегда располагала к тишине и немногословию. В детстве он, как и многие его сверстники, мечтал водить трактор. И своего добился, став учётчиком тракторной бригады. Но потом его забрали в армию, где он оседлал не железного, а натурального коня, став лихим кавалеристом. А потом грянула война, спутавшая все жизненные планы.
Стараясь забыть о войне с её потерями и разрушениями, Звезду Героя Хечеев носил, почти не снимая. Потому как с ней было проще: «лицам калмыцкой национальности» в годы депортации комендатура строила препоны на ровном, как говорится, месте. Под разными предлогами, и потому покинуть пределы «очерченной территории» было рискованным. Что примечательно, от комендантских оков Хечеев сумел освободить не только себя, но и членов своей семьи.
СО ВСЕМИ ПОЧЕСТЯМИ
В 1977 году сын Валерий решил отца перезахоронить. На родине, но столкнулся с нагромождением проблем. Помотался по инстанциям изрядно, однако реальную помощь оказал лишь Басан Бадьминович Городовиков. К тому времени он стал чаще болеть, и через год высокий пост оставил. Однако просьбу сына Героя разрешил. Не мог не разрешить, ведь всё, что было связано с участниками войны, для него, боевого генерала, считалось святым.
На Алтае, где был похоронен отец, Валерий и его дядя Виктор Мошулдаев также встретили полное понимание. Везли цинковый гроб с телом поездом до Волгограда. Оттуда - в Советское (теперь Кетченеры), где в сентябре 1977-го и предали родной земле. Со всеми воинскими и человеческими почестями. Позже установили памятник работы скульптора Владимира Васькина. Рядом с мемориальной композицией участникам Великой Отечественной войны.
Кстати, памятник Хечееву, отлитый в Ростове-на-Дону, есть и в бывшем колхозе им. Чапаева Городовиковского района, где семья Героя целых 15 лет жила после возвращения из Сибири. Чапаевцы считают Хечеева своим земляком, как и жители бывшей Башанты, где есть улица его имени. Автор этих строк тоже считал его уроженцем тех мест, что, впрочем, ошибкой не является. Все Герои из Калмыкии – наши земляки, и память о них жива в любом её уголке.
В другом райцентре – Кетченерах – живёт единственная дочь Героя Роза Бембеевна, а внук (сын Валерия) носит имя деда – Бембя. Он – преподаватель КГУ по физвоспитанию, общевойсковой лейтенант запаса. Как и дед-фронтовик. Только вот, как поправляет его отец, инженер-механик, дед был «гвардии лейтенантом» и командовал сабельным взводом. На войне, будь она неладна…
Источник: газета «Элистинский курьер»/Александр Емгельдинов.