Калмыцкие племена: Цаатаны
- 14.10.2014 12:34
Одним из самых интересных и загадочных племён калмыцкого этноса, безусловно, являются цаатаны. Впервые автор этих строк столкнулся с ними в середине 60-х годов, когда вместе с дядей ездил в г. Каспийский (ныне Лагань), чтобы «пригнать» оттуда автолавку. Ночевали у его друга, жившего на «Ракушах». Отведав отменной ухи из осетрины и вкусных борцоков с джомбой, разомлел и под певучий торгутский диалект стал засыпать прямо за столом.
Слыша сквозь сон специфичный говор - в нём привычные слова звучали необычно («цǝ» - «чə», «боорцк» - «боорчк», «боднцк» - «боднчк»). Удивился этому и на обратном пути стал допытываться у дяди. Почему, например, «ч» у них вместо «ц», но дядя лишь рассмеялся в ответ, мол, подрастёшь, узнаешь.
С тех пор прошло полвека, но вопросы мои так и остались без ответов. Сейчас, бывая в Лагани, уже не слышу на её улицах не только того, «цаатанского», диалекта, но и вообще калмыцкой речи. Лагань, как мне кажется, потеряла свой этнический «аромат». Не хочется верить, что навсегда.
Надо отметить, что происхождение и этническая история калмыков-цаатанов в этнологической науке ещё слабо изучены. В переводе с монгольского, «цаа» означает «олень», «цаатаны» — те, кто «владеет оленями», то есть «оленеводы». Исходя из этого, по мнению советского этнографа Л. П. Потапова (1905-2000) цаатаны имеют тувинское, т. е. тюркское происхождение.
В составе монголов-дархатов Западной Монголии присутствует небольшая группа «цаатанов» (по переписи 2010 года - 282 человека). Сами себя они называют «духа». Окружающие их народы обозначают их как «цаатаны». Язык у них тюркский, очень похожий на тувинский, но молодёжь, в основном, говорит на халха-монгольском, поскольку преподавание в школах ведётся на этом языке.
Большей частью они проживают на северо-западе Монголии в Дархадской котловине. Иногда их называют «тувинами». Преимущественно они занимаются оленеводством. В отличие от монголов, цаатаны живут не в круглых войлочных юртах, а в остроконечных шатрах-чумах - «урц»: грубо обработанные стволы деревьев ставятся по окружности, а верхушки соединяются в остроконечный конус. Всю конструкцию покрывают грубым полотнищем и шкурами.
Поскольку олень для них священное животное, то их мясо они не едят, и в основном питаются их молоком и всем, что из него получается. Летом и осе- нью в рационе цаатанов появляются ягоды, изредка — мясо. Во время кочевий они часто бывают на берегах рек, но к рыбе привычки у них нет. Охотятся на диких зверей, из-за недостатка патронов часто используют для охоты самострелы. Прирученных оленей используют в качестве транспортного средства: все без исключения ездят верхом на оленях, не хуже чем монголы на лошадях.
Также олени используются в качестве вьючных животных. Религия цаатанов - шаманизм. Верховное божество - Вечное Синее Небо – Хухэ Мунхэ Тэнгри (Көк Мөнк Теңгр). В 50-е годы прошлого века волна антирелигиозного террора захлестнула почти все аймаки Монголии. В 1981 году она настигла и цаатанов - в неприступных горах Хубсугул. В окружном центре шаман племени предстал перед судом, языка которого не понимал, и суд, «за неразрешённые культовые действия», приговорил его к четырем годам заключения.
Несмотря на досрочное освобождение (на 2 года раньше), шаман вышел оттуда сломленным человеком и в течение долгого времени не брал в руки бубен. В заключении он, помимо всего прочего, забыл священные тексты, и цаатаны, оставшись без духовной опоры, стали ещё ближе к исчезновению.
В Монголии, в целях контроля, их всё время принуждали к осёдлому образу жизни. Но попытки властей всякий раз вступали в противоречие с неукротимым стремлением цаатанов к вечному пути по тайге.
Версию тувинского происхождения калмыков-цаатанов всегда поддерживал патриарх калмыцкой этнологии У. Э. Эрдниев. В пользу этой версии был специфический диалект калмыцкого языка, самоназвание «цаатнахн», в основе которого лежит некалмыцкий корень этнонима – «цаа», что означает «олень».
У калмыков, как мы помним, у оленя свое название - «буһ». Другие учёные (Г. О. Авляев, Н. Н. Убушаев) придерживаются ойратской версии происхождения цаатанов - на основе тщательного анализа особенностей цаатанского подговора торгоутского диалекта калмыцкого языка. Сравнивая тамгу «ахцаатанов» («хош-алха» - «сдвоенный молоток») и тамгу хойтов из Хошеутовского улуса («алха-тамга» - «молоток-тамга»), учёные усмотрели в них сходство и выдвинули версию, что цаатаны «произошли» от хойтов.
Свою версию учёные подкрепили лингвистическим аргументом, предположив, что термин «цаатан» есть стяженная форма слова «цагатан» в значении «обладающие чем-то белым». Но что может быть «чем-то белым»? Конечно же, это знамя – «цаган туг»! С культом белого знамени среди ойратов связано происхождение племён «тугут», и «тугтун». Не будем забывать, что у джунгарского хана знамя было белого цвета.
Последним хранителем этого самого белого знамени был хойтский нойон Деджит, бежавший в Россию с 800 кибитками. Его сын Тюмень-Джиргалан основал линию князей Тюменей в Хошеутовском улусе. С точки зрения автора этих строк, вторая версия немного вычурная, особенно логическая связь между словами «цаатан» - «цагатан». Совпадение изображений тамги («молоток» и «сдвоенный молоток») также не является «железным» аргументом. В стародавние времена у кочевых народов не существовало какого-либо «международного» реестра тамг и печатей, и каждое племя выбирало себе тамгу (тавро) для клеймения животных по своему усмотрению, не сильно боясь нарушения чьих-то авторских прав.
Если, допустим, калмыки из Шабинеровского аймака Калмыцкого ханства клеймили своих лошадей тамгой «джунгуру» («свастика»), так же как и далёкое тибетское племя из провинции Цанг своих яков похожей тамгой «юн-друнг», то это ещё не доказывает, что они связаны родством.
Версия Эрдниева, напротив, проста и понятна. Если в образовании калмыцкого этноса участвовало множество племён и народов (татары, русские, кавказские и среднеазиатские на- роды, буряты и т.д.), то почему бы не допустить, что в этом процессе участвовали и тувинцы? На мой взгляд, эта версия достаточно симпатичная и вполне научная. Тем более контакты ойратов и тувинцев во времена Джунгарского «золотого века» очень даже могли быть.
Калмыки-цаатаны издавна проживали в Эркетеновском улусе и подразделялись на «эркетен-цаатан» («давнишние»), «ах-цаатан» («старшие») и «баһ-цаатн» («малые»). Мало того, в Калмыцком ханстве с начала XVIII века существовал многочисленный Бага-Цаатановский улус, принадлежавший сыну Аюки-хана Гунделеку, а после его смерти в 1703 году его жене, владелице Даши-Бирюн. Вдовствующая владелица Даши-Бирюн длительное время сохраняла за собою управление улусом, который должен был отойти, при достижении совершеннолетия, её малолетнему сыну, законному наследнику Дамрин-Бамбару.
В 1720-е годы данный улус насчитывал более двух тысяч кибиток! После смерти Дашин-Бирюн и её единственного сына Дамрин-Бамбара в Санкт-Петербурге в 1731 году, Бага-Цаатановский улус отошёл под управление опекуна, хана Дондук-Даши, а от него к Убуши-хану, составив одноимённый аймак в Эркетеновском улусе. В 80-е годы XIX века Бага-Цаатановский аймак выделился из Эркетеновского улуса и вошёл в состав Яндыко-Мочажного улуса. По архивным документам того времени можно увидеть термины «аймаки ики–цаатанова рода».
К примеру у владельца Момунту Убаши было свыше 80 кибиток ики-цаатанов. Ики-цаатаны значатся также в аймаке зайсанга Гюнцик Араши. Позже, при разделе большого улуса, насчитывавшего 8 тысяч кибиток и принадлежавшего раннее нойону Чакдорджапу, между его 12-ю наследниками, в улусы его сыновей Баксадая-Дорджи (он же Пётр Тайшин), Яндыка и Бусурмана-Тайджи вошли большие группы цаатанов и кереитов.
Отсюда следует, что «ахацаатны» из Батутовского аймака Яндыковского улуса и «ахацаатаны» Эркетеновского улуса, а также кумские и моздокские калмыки, имеют одно общее происхождение и относятся к «аха-цаатанам».
По данным архивов в 1869 году в Эркетеновском улусе было 284 кибиток цаатанов. По архивным материалам 1880 года в Мочагах проживало 40 кибиток цаатанов, в основном выходцев из Эркетеновского улуса. В самом же Эркетеновском улусе в конце XIX века ещё существовал Бага-Цаатановский улус, насчитывавший около 1000 кибиток.
Это свидетельствует о том, что цаатаны приняли активное участие в этногенезе калмыков-торгоудов, будучи одним из крупных и распространённых этнических элементов. В заключении отмечу, что этноним «цаатан» отсутствует в составе тюркских племён, за исключение тувинцев-«тоджинцев» и монголов–«дархатов».
К цаатанам относится и легендарный защитник «дома Павлова» Гаря Хохолов. Ошибочно причисленный нашей газетой к багутам.
Источник: газета Элистинский курьер/Арсланг Куприн.